Положительный герой – это, по утверждению литературного словаря, носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей. Носителя эстетического идеала кого? Наверняка, писателя. А поведение и воззрения этого эстетического идеала – образец для читателей. Таким образом положительный герой вмещает в себя всю глубину, ширину понятий и читателя, и писателя.

Не знаю, в какой степени можно назвать положительным героем Жака Паганеля, но то, что это интереснейший персонаж и для детей, и для взрослых, – это правда.

Сам Жюль Верн с большой симпатией относится к своему герою. Здесь не обойтись без цитат: «Это был высокий, сухощавый человек лет сорока. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. Голова у него была круглая, крепкая, лоб высокий, нос длинный, рот большой и выдающийся вперед подбородок. Глаза скрывались за огромными круглыми очками и имели какое-то неопределённое выражение, присущее обычно никталопам. Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было отталкивающего выражения, присущего чопорным людям, которые из принципа никогда не смеются, скрывая своё ничтожество под личиной серьёзности. Отнюдь нет. Непринуждённость, милая бесцеремонность незнакомца – всё говорило о том, что он склонен видеть в людях и вещах лишь хорошее. Хоть он ещё не вымолвил ни слова, но видно было, что он говорун и очень рассеянный человек…На нём была дорожная фуражка, бархатные коричневые панталоны, той же материи куртка с бесчисленными карманами, которые были туго набиты всевозможными записными книжками, блокнотами, бумажниками, одним словом, множеством обременительных предметов…»

Часто Паганель рассеян, незадачлив, но при этом никогда не унывает и не впадает в полное отчаяние. Попав не на то судно, он говорит: «Я удачно ошибся!» Знакомство с новыми людьми, с новыми землями – это великая радость и счастье для него: «Открывать неведомые земли – это творить, переживать волнения и неожиданности».

Незадачливый и рассеянный, но при этом умный; горячий в спорах, но великолепный и смешной. Узнав о том, что по прибытии в Южную Америку он для общения с чилийцами и аргентинцами в течение нескольких недель вместо испанского изучает португальский, он «хохочет над собой, как, по всей вероятности, не хохотал ни один учёный в мире». «Смейтесь, друзья мои, смейтесь от всей души! Поверьте, я сам больше всех смеюсь над собой!» – говорит Жак Паганель, чем очень похож на барона Мюнхгаузена Рудольфа Эриха Распе.

А в исполнении Лембита Ульфсака из фильма Станислава Говорухина «Дети капитана Гранта» герой Жака Паганеля становится ещё более ярким, на мой взгляд.

В произведениях Жюля Верна много положительных персонажей, и одним из таких является Жак Паганель. Я думаю, он очень похож на самого Жюля Верна – неутомимого, безумного, самоироничного, безгранично любознательного, мужественного, стойкого, великолепного учёного и фантазёра.

Сенченко Марина Владимировна

(г. Витебск Республика Беларусь)