13 декабря Международный библиотечный центр провел не совсем обычное мероприятие. Для интервью с экспертом на тему "Mural-art: Явление в мире и на Псковщине" мы пригласили в библиотеку псковского художника стрит-арта, граффитиста и муралиста, иллюстратора, мультипликатора, 2D-аниматора Ивана Трахова.
Иван Трахов – личность разносторонняя. Он пробует себя в разных видах искусства и творчества, и на текущий период имеет уже немало заслуг, участвуя во многих псковских и международных конкурсах художников и занимая призовые места. Иван представлял Псковскую область на Втором Национальном открытом чемпионате творческих компетенций ArtMasters 2021, заняв второе место. Он был выдвинут на соискание общественной премии Псковской области «Народное признание-2022» в номинации «Талант». В разные годы участвовал в создании мультфильмов «Иван Царевич и Серый Волк – 2» и «Три богатыря: ход конём».
Нам Иван интересен своими крупномасштабными работами в пространстве города Пскова и активной социально-направленной деятельностью в виде закрашивания наркотических надписей яркими арт-рисунками. В 2022 году в Пскове Иван Трахов выполнил граффити для фестиваля «Виноград» и стал куратором проекта, в рамках которого на фасады 12 домов были нанесены репродукции картин известных художников, хранящихся в Псковском музее-заповеднике.
Специально для этой встречи студентки псковского филиала Российской международной академии туризма Елизавета Козлова и Владислава Сахненко провели целое научное исследование, результаты которого и представили своим сокурсникам, а также студентам 1 курса колледжа Псковского государственного университета.
Они сделали нескучное введение в историю вопроса, "откуда есть пошло" явление. Муралом называется вид монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений. Это слово произошло от испанского muro, что в переводе означает «стена». Мурал как отдельный вид искусства появился около века назад в Мексике — во время революционных событий 1920-х годов. Художники буквально последовали призыву авангардистов ломать существующие правила классической живописи и выйти из мастерских, чтобы нести в массы новое революционное искусство. Власти Мексики одобрили новаторскую монументальную живопись, министр просвещения даже заказал молодым художникам несколько росписей общественных зданий. Как правило, муралы художники создают на собственные средства или в рамках финансируемых городских проектов. В современном мире муралы как арт-объекты часто появляются на фестивалях современного искусства
Дальше слово мы передали Ивану Трахову и буквально засыпали его вопросами. Нас интересовало все: в чем отличия мурала и граффити? Какие примеры муралов из зарубежной и отечественной стрит-культуры он считает для себя эталонами, на кого из стрит-художников он ориентируется сам?
Особенно нас интересовала техника выполнения мурала: нюансы, сложности, навыки, необходимые стрит-художнику "большого формата". Сколько краски уходит на 1 мурал? Он работает баллончиками или кистями? Они малярные или специальные? Чтобы мурал «не стерся» с лица земли, чем его закрепляют? Сколько в среднем «живет» мурал? Как и кем согласовывается нанесение мурала на стену конкретного здания? Легко ли работается стрит-художнику в Пскове? Как пришла идея перенести картины из галереи музея-заповедника на стены псковских жилых многоквартирных домов? Можно ли с помощью мурала что-то сказать этому миру, сделав его инструментом выражения своего мнения и социальной активности?
Надо отдать должное Ивану: он не рисовался, был искренен и открыт для общения, отвечал просто, но емко. В общем, мы остались довольны друг другом и даже предварительно договорились получить практический мастер-класс по созданию пробного учебного мурала с участием студентов ПФ РМАТ.