Выступление на Международной научно-практической библиотечной конференции Ганзейских городов «Культура приграничья» в рамках XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени, 13 июня 2019 г., г. Псков, Спортивно-развлекательный парк "Простория"
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости города Пскова!
2019 год является знаковым для экономики и культуры Псковской области, которая получила почетное право провести в своей столице – городе Пскове - 39-е Международные Ганзейские дни Нового времени.
Нужно сказать, что Псков начал осваивать ганзейскую тему довольно давно. Первый официально отмеченный День Ганзы в Пскове прошел 19 мая 2007 года. Уже тогда организаторы столкнулись с тем, что многие горожане были мало информированы о том, что такое Ганза с исторической точки зрения, какое отношение имел к ней Псков и чем может быть интересна ганзейская тема современным псковичам.
С тех пор прошло немало времени, и Псков готовится показать гостям из разных уголков России и мира свой вариант понимания и проведения Международного ганзейского форума.
Псковская областная универсальная научная библиотека посильно участвует в информационной поддержке Ганзейских дней. В своем выступлении я пунктирно обозначу систему деятельности Международного центра нашей библиотеки по ганзейской тематике.
В ней выделяются 3 основных блока:
- информационно-просветительская работа,
- создание условий для познавательной соревновательности,
- разработка новых или пополнение имеющихся ресурсов и информационных продуктов.
В 1 блоке мы определили для себя 4 приоритетные группы пользователей, с которыми сотрудники центра проводят различные по форме информационные мероприятия:
- дошкольники,
- учащиеся школ города Пскова ( в том числе, удаленных от центра №№ 16, 17 и пригородов Пскова: пп. Карамышево, Тямша),
- студенты профессиональных и средних специальных учебных заведений: колледжа Псковского государственного университета, медицинского училища, политехнического колледжа, Псковского колледжа профессиональных технологий и сервиса,
- пенсионеры.
С дошкольниками 5 - 6 лет – воспитанниками старших и подготовительных групп детского сада № 25 «Золотой ключик» г. Пскова - мы осваиваем «Азбуку по ганзейскому Пскову для детей» / «ABC-book about Hanseatic Pskov for kids» (цикл из 8 информационно-познавательных занятий с использованием лексики английского языка). После вводного занятия «Все флаги в гости к нам: Воображаемое путешествие с ганзейскими купцами в Псков» дети одновременно усваивают употребление букв английского алфавита и объекты Пскова ганзейского периода на соответствующую букву. В их активе уже есть буквы «А: Administrative Chamber / Приказная палата», «G: «German bank / Немецкий берег», «М: Merchant chambers and houses in Pskov / Купеческие дома и палаты во Пскове», «N: New Torg = New Market Place / Новый торг», «О: Old Torg / Old Market Place», «T: Trade rows in ancient Pskov / Торговые ряды в древнем Пскове», «V: Vlasiy Tower / Власьевская башня».
«Историю ганзейского союза» и «Псков ганзейский» отрывают для себя учащиеся школ города Пскова, изучающие английский и немецкий языки. Обязательная часть ганзейских уроков для школьников – закрепление пройденного материала через игру, викторину, конкурс, ганзейский кроссворд.
Студенты средних специальных учебных заведений лучше усваивают ганзейскую тему через интерактивные беседы-викторины или беседы-презентации с упражнениями на закрепление специальной лексики (названия ввозимых и экспортируемых товаров ганзейскими и псковскими купцами на английском языке и др. задания с выбором ответов). Завершается занятие викториной, которая проходит в форме командной работы и вызывает всплеск положительных эмоций у соревнующихся.
Занятия для слушателей группы немецкого языка факультета иностранных языков некоммерческого социального партнерства «Университет третьего возраста» строятся как путешествие по карте ганзейского союза, с использованием оригинальных ганзейских немецкоязычных комиксов.
С пожилыми людьми «третьего возраста» (активными пенсионерами) сотрудники центра работают также и в рамках социального проекта «Псковская Ганза 39 – площадка для европейского партнерства». Проект готовит волонтеров для сопровождения гостей и участников мероприятий 39-х Международных Ганзейских дней Нового времени в Пскове. Для них проводятся занятия по освоению активной лексики и грамматики английского и немецкого языков, с тем, чтобы волонтеры в Дни Ганзы могли провести экскурсии или объяснить дорогу до площадок мероприятий на другом языке. Проект является инициативой Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Псковской области, но сотрудники Международного центра областной научной библиотеки активно включены в его реализацию.
Перейдем к блоку «Конкурсы и соревнования».
Для желающих «освежить» свои знания о Ганзе и одновременно проверить свой английский язык мы предложили поучаствовать в конкурсе «ганзейских» анкет. Конкурс-викторина «Pskov and Hansa. History and modernity / Псков и Ганза: история и современность» (с заполнением анкет на английском языке) проводился в марте-апреле 2019 года. Для всех остальных заполнение анкеты могло стать чем-то вроде проверочного теста. К анкете разработан обширный сопроводительный методический материал в помощь преподавателям и учащимся. В этой части приняли участие 104 человека – это ученики 8 - 10 классов школ г. Пскова: 10, 16, 18, 23, Псковского технического лицея, Лицея «Развитие», Струго-Красненской средней общеобразовательной школы, Владимирской и Новосельской СОШ Струго-Красненского района. 35 ребят, кто набрал максимальное количество баллов, будут поощрены сегодня на мероприятии, о котором я расскажу далее.
Нам показалось важным и интересным узнать – как видят для себя Ганзу жители европейского приграничья в 21 веке. Если экономическая составляющая ганзейского партнерства не оставляет сомнений в своей актуальности и сейчас (этот торгово-экономический союз исторически создавался для отстаивания интересов и защиты иму-щества европейских купцов), то культурно-смысловое наполнение понятия Ганза для многих не вполне ясно.
Мы решили обратиться за помощью …к детям. Так появился проект международного конкурса «От Ганзы к Ганзе: взгляд юных». Мы пригласили детей и подростков в возрасте 12 – 17 лет из приграничных городов - бывших и нынешних членов Ганзейского Союза Старого и Нового времени - представить разносторонний образ Ганзы через рисунки и сочинения к ним. Сюжетной стороной рисунка могли быть: бытовые сценки исторического периода 13 – 16 веков, торговые суда того времени, средневековая торговля, изображения купцов и людей в костюмах соответствующей эпохи и страны, ассоциации на тему международного культурного и экономического содружества в рамках единого союза – Ганзы. Приветствовалось включение в рисунок узнаваемых элементов своего города (страны). Каждый рисунок предполагал сопровождающий текст, в котором отражалось бы содержание рисунка или его восприятие.
Конкурсные работы в номинациях «Рисунок» и «Эссе» нам предоставили 94 участника из Беларуси, Латвии, Эстонии и нескольких городов Псковской области (Великие Луки, Пустошка, Порхов - 14 города русского ганзейского союза нового времени). Это учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники школ искусств и детских художе-ственных школ.
28 авторов представили Латвию: Балви, Валмиеру, Вентспилс, Кокнесе и Ригу.
14 человек участвовали в конкурсе от Эстонии: учащиеся Начальной школы Меллисте (г. Тарту), воспитанники Культурно-досугового центра г. Валга.
12 белорусских участников защищали честь учебных и творческих центров городов Витебск и Полоцк. Я не устаю благодарить нашего партнера – Витебскую областную библиотеку - за вдумчивое и основательное участие в предлагаемых Псковом проектах. И на это раз библиотеки Витебской области провели у себя собственные конкурсы ганзейских рисунков и сочинений, в результате которых на отборочный этап вышло 45 работ!
От Псковской области (Россия) в конкурс включены работы учеников нескольких школ г. Порхова и Порховского района Псковской области; воспитанников Пустошкинской детской школы искусств, Центра эстетического воспитания г. Великие Луки Псковской области, творческой студии «Полосатый кот» (г. Псков). Всего 23 человека. 17 учащихся Детской школы искусств г. Пскова участвуют в проекте заочно.
Данный проект запустил процесс творческой фантазии и в результате в него как самостоятельный проект влилась идея преподавателя истории Таллиннской Тынисмяэс-кой Реальной школы Игоря Калакаускаса и фотохудожницы Ларисы Коган (г. Таллинн, Эстония). Серия постановочных фотографий учеников 7 класса в исторических костюмах Средневековья эффектно и самобытно дополнила палитру конкурса и вошла отдельным блоком в финальную часть проекта – выставку рисунков, сочинений и фотографий, кото-рая разместилась в Спортивно-развлекательном парке «Простория» в Пскове и сегодня в 15.00 я приглашаю вас на ее открытие.
После окончания ее экспонирования все рисунки, сочинения и фотографии будут объединены в печатное издание по итогам проекта. Но это уже следующая история, которая касается темы «Ресурсы и продукты».
Коллективом авторов подготовлено комплексное информационно-методическое издание для библиотекарей и гостей 39-х Международных Ганзейских дней Нового времени в Пскове-2019 «Навигатор по Ганзе». В подготовке издания были задействованы ресурсы: ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека», обособленного структурного подразделения ОСП «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина», МБУК «Порховская централизованная библиотечная система» Псковской области, Национальной библиотеки Латвии, ГППО «Медиа-холдинг Псковской области» (газеты «Псковская правда»).
Всего в сборнике 4 тематических раздела. В первый включены статьи из периодики и монографий прежних лет, раскрывающие историю Ганзейского союза Старого и Нового времени, а также особенности развития торговых отношений Пскова с близлежащими городами Союза (в частности, Ригой и Тарту). За основу взяты статьи «ганзейского цикла» журналистки газеты «Псковская правда» Е. Образцовой и историка Ю. Йенса, написанные им в 1930-е годы на латышском языке.
Во втором разделе отражен опыт библиотек Псковской области по информационному просвещению разных категорий читателей в данном направлении. Представлены разноуровневые программы библиотечных мероприятий об исторических и культурных традициях стран Ганзейского союза, а в качестве примеров - сценарии отдельных мероприятий (разработчики – обособленное структурное подразделение «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина», Порховская ЦБС и Международный центр областной научной библиотеки). Готовые пешеходные экскурсионные маршруты по центру города в рамках средневекового Пскова с основными точками питания призваны облегчить туристам и гостям города самостоятельное ориентирование в нем. Все материалы издания представлены симметрично на 3 языках – русском, немецком и английском.
Все, о чем я говорила выше, включая материалы сборника «Навигатор по Ганзе», представлено на 3 языках в виде Интернет-ресурса на платформе сайта Международного центра http://inter.pskovlib.ru/hansa2019. Сюда же включены ссылки на некоторые Интернет-ресурсы по теме Ганзы и достопримечательностям Пскова.
Посещение группы отдела в социальной сети ВКонтакте даст вам полное представление об информационно-просветительских мероприятиях ганзейской направленности, которые сотрудники нашего отдела проводят с аудиторией разного возраста - https://vk.com/club161900254.
В заключение своего краткого выступления хочу подчеркнуть, что это лишь одно из направлений деятельности Международного библиотечного центра Псковской областной научной библиотеки. Другие обособленные и структурные подразделения нашей библиотеки реализуют свой комплекс мероприятий ганзейского содержания, с которым вы можете познакомиться через издания нашей библиотеки или Интернет-страницы соответствующих отделов. Благодарю за внимание!
Н. А. Митрофанова,
заведующая Международным библиотечным центром
ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»