13 июня 2019 г. в Спортивно-развлекательном парке «Простория» города Пскова состоялось открытие выставки рисунков, сочинений и фотографий детей и молодежи Беларуси, Латвии, Эстонии и России по итогам международного творческого конкурса «От Ганзы к Ганзе: взгляд юных».

Открытие выставки проходило в рамках работы Международной научно-практической библиотечной конференции Ганзейских городов «Культура приграничья» в рамках XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени

посетители выставки
победители конкурса рисунков
выставка в фойе спортивно-развлекательного парка «Простория»

Пока в фойе собирались гости, их слух услаждал игрой на баяне преподаватель Детской музыкальной школы № 2 Ю.М.Дубов.

Музыкальную часть открытия реализовал вокальный ансамбль под управлением Александра Закревского. Взрослые и 5-летние малыши исполнили несколько вокальных номеров:

  • «Как у наших у ворот» (русская народная песня),
  • «У каждого свой музыкальный инструмент» (эстонская народная песня),
  • «Вей, ветерок» (латышская народная песня),
  • «Рушники» (белорусская песня).

Савелий Иванов, ученик 6 «А» класса МАОУ «Гуманитарный лицей», прочитал 2 стихотворения: Т. С. Рыжовой «Ганзейский Псков» и Надежды Камянчук «Псков».

Далее к гостям обратилась ведущая мероприятия – заведующая Международным центром Псковской областной научной библиотеки Наталья Митрофанова.

«Уважаемые гости, дорогие друзья!

Главная библиотека региона проведения 39-х Международных Ганзейских дней 2019 года – Псковская областная универсальная научная библиотека – пригласила вас на финальную часть проекта «Международный конкурс «От Ганзы к Ганзе: взгляд юных».

Нам показалось важным и интересным узнать – как видят для себя Ганзу обычные жители европейского приграничья в 21 веке. Если экономическая составляющая ганзей-ского партнерства не оставляет сомнений в своей актуальности и сейчас (этот торгово-экономический союз исторически создавался для отстаивания интересов и защиты иму-щества европейских купцов), то культурно-смысловое наполнение понятия Ганза для многих не вполне ясно.

Решение нашлось само – нужно спросить детей! Кто, как не они, обладают особым видением мира, еще не испорченным стереотипами?!

Мы пригласили детей и подростков в возрасте 12 – 17 лет из приграничных территорий, а также городов - бывших и нынешних членов Ганзейского Союза Старого и Нового времени - представить разносторонний образ Ганзы через рисунки и сочинения к ним.

Конкурсные работы в номинациях «Рисунок» и «Эссе» нам предоставили участники из Беларуси, Латвии, Эстонии, городов Псков, Великие Луки, Пустошка, Порхов Российской Федерации. Наиболее активно в конкурс включились ганзейские, ливонские и приграничные города Латвии; проект поддержали участники из Балви, Валмиеры, Вентспилса, Кокнесе, Риги. Эстония представлена юными авторами из Валги, Тарту, Таллинна. «Массово» проявили себя белорусские партнеры. Как и предлагалось, библиотеки Витебской области провели у себя собственные конкурсы ганзейских рисунков и сочинений, в результате которых на отборочный этап вышло 45 работ!

Данный проект запустил процесс творческой фантазии и в результате в него как самостоятельный проект влилась идея преподавателя истории Таллиннской Тынисмяэской Реальной школы Игоря Калакаускаса и фотохудожницы Ларисы Коган (г. Таллинн, Эстония). Серия постановочных фотографий учеников 7 класса в исторических костюмах Средневековья эффектно и самобытно дополнила палитру конкурса и вошла отдельным блоком в финальную часть проекта – выставку рисунков, сочинений и фотографий, кото-рая разместилась в Спортивно-развлекательном парке «Простория» в Пскове с 13 июня по 13 июля 2019 года.  

Немного статистики.

В конкурсе участвовали представители 4 стран, 14 городов, 78 работ предоставили 94 человека.

28 авторов представили Латвию: Балвскую художественную школу, Центр развития Валмиерско-Гауясской средней школы и Валмиерский молодежный центр «Винда»; Вентспилсскую художественную школу, Кокнесскую среднюю школу им. Илмара Гайша, Пардаугавскую музыкально-художественную школу (Рига).

14 человек участвовали в конкурсе от Эстонии: учащиеся Начальной школы Меллисте (г. Тарту), Тынисмяэской реальной школы (г. Таллинн), воспитанники Культурно-досугового центра г. Валга, «Фотостудия Ларисы Коган» (г. Таллинн).

12 белорусских участников защищали честь следующих учебных заведений: ГУО «Детская художественная школа города Витебска», ГУО «Детская школа искусств № 3 г. Витебска «Маладик», ГУО «Витебский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи», ГУО «Полоцкая детская художественная школа», ГУО «Средняя школа № 4» и ГУО «Средняя школа № 40» г. Витебска.

От Псковской области (Россия) в конкурс включены работы учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Порхов», Дубровенской и Павской средних общеобразовательных школ Порховского района Псковской области; воспитанников Пустошкинской детской школы искусств - филиала МБУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Пустошка, МБУ ДО «Центр эстетического воспитания» г. Великие Луки Псковской области, творческой студии «Полосатый кот» (г. Псков). Всего 23 человека. 17 учащихся МБУ ДО «Детская школа искусств г. Пскова» участвуют в проекте заочно.

У проекта было много партнеров и друзей, которые помогли конкурсу и выставке состояться. Информационную, организационную и спонсорскую поддержку оказали:

  • некоммерческая организация «Псковская библиотечная Ассоциация» и Псковская областная универсальная научная библиотека;
  • консульство Латвийской Республики в Пскове и Псковская Канцелярия Генерального консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге;
  • ООО «Северо-западная инвестиционная компания» (генеральный директор - Николай Иванович Загоруй),
  • Союз «Торгово-промышленная палата Псковской области»;
  • Автономная некоммерческая организация «Вольный странник» (генеральный директор - Яннис Леонидович Иорданов).           

Слово для выступления предоставляется:

  • советнику-руководителю консульства Латвийской Республики в Пскове Эвии Думпе,
  • президенту Союза «Торгово-промышленная палата Псковской области» Владимиру Анатольевичу Зубову,
  • начальнику Отдела по реализации программ приграничного сотрудничества Администрации города Пскова Кристине Викторовне Кобызь,
  • руководителю и преподавателю творческой студии «Полосатый кот» (г. Псков) Евгении Олеговне Русаковой.

На мероприятии присутствуют:

  • консул Псковской Канцелярии Генерального консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге Свен Кассатик,
  • 2-й секретарь представительства МИД в Пскове Александр Юрьевич Иванов,
  • директор культурно-досугового центра г. Валга (Эстонская Республика) госпожа Юлле Юхт,
  • участники Международной научно-практической библиотечной конференции Ганзейских городов «Культура приграничья» в рамках XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени, участники конкурса из г. Пскова, Порхова, Великих Лук и их родители.

Прежде, чем мы перейдем к церемонии награждения, я хочу сказать несколько слов о том, что нарисовали и о чем писали наши юные авторы.

То, что они большие оригиналы, говорят такие примеры. Эстонский приграничный город Валга не является ганзейским. Анни Саегу и Роню Сярэ этот факт побудил … заглянуть в гости к соседям – «ганзейским городам» Латвии! И вот перед нами работы из цикла «Латвийские города Ганзы» - «Кулдига» и «Страупе». Нужно отметить, что отдельные призы для участниц из Эстонии приготовило консульство Латвии в Пскове в знак признательности за отражение образов Латвии в их творчестве.

Детям предлагалось в том числе попробовать представить жителей своих городов ганзейского периода. Уна Гадзане из Латвии так и поступила. Но кто бы додумался зашифровать в портрете купца название ее родного города Кокнесе?!.

А как вам идея совместить географию, историю и… гастрономию?! Именно это удалось сделать Васильевой Ксении (Псков) в работе «Марципановый город». «На моей картине изображен немецкий повар, который испек марципановый торт в виде Любекских ворот».

Когда конкурс только «проектировался», было опасение, что «на выходе» мы по-лучим бесконечную вереницу кораблей всех цветов и размеров, ибо торговые пути в странах ганзейского союза зачастую шли по воде. И действительно, отдельный блок ри-сунков представлен «флотилией»! Но какие это корабли!!!

Это великолепная гравюра на линолеуме «Торговые порты» Геворковой Ирины, рисунок тушью Назаровой Валерии «Через время к будущему» (обе - Беларусь), маленькое судно почти в 3D-объеме Будариной Полины (Псков) «За тридевять земель (коллаж, бумага мятая, цветной картон, акварель, бичевка, линогравюра), разноплановые ганзейские когги.

Корабельную тему прекрасно обобщил наглядно и словесно Густавс Станкевичс из Валмиеры в своей работе «Мечта о ганзейском корабле»: «О чем мечтал и кем хотел стать мальчик в средние века? Определенно, капитаном корабля. В городских портах браво прогуливались капитаны кораблей. Закаленные морскими штормами мужи были хорошим примером мальчуганам, которые с нетерпением ждали парусники в портах… Мы знаем, что в средние века жизнь детей была тяжелой и серой, но их мечты были выразительно красочными - мечты о ганзейском корабле; корабле, на парусе которого будет герб любимого города, который вдохновит и воодушевит, который защитит от морских штормов».

В прямом смысле слова кусочками родной земли поделилась с нами Санта Йохансоне (Валмиера). Она придала «весомости» своей работе, украсив ее … галькой из реки Гауи!.

Порадовало то, что немало работ было посвящено ремеслам и производствам, характерным именно для территории-участницы проекта. Свой «фирменный» стиль рисунка и сказки-истории на тему сапожного дела и вязания – традиционно интересных и качественных рукоделий от мастеров стран Балтии – предложили художницы из Балви Марта Фелисита Снегова, Синдия Сейде и Синдия Паулиня.

Порховчанка Екатерина Кадарова в истории «Прибыльное ремесло» рассказывает о традиционном для своего края и Древней Руси ремесле лозоплетения, когда из камыша, трав и веток изготавливались очень прочные и нужные вещи: жилища, заборы, колыбели, циновки, и, конечно – корзины.

Интересную тему затронула в своем рисунке «Вóлок» Екатерина Александрова (Порхов, Псковская область). «Много веков назад дорог было мало, и они были плохи, поэтому торговля между городами и развитыми странами шла по морям и рекам. В морях - на больших парусных судах, которые назвались когги. Наши реки - не большие, таким образом, товары перевозили на лодках. В некоторых местах, чтобы добраться от одной реки до другой и продолжить торговый путь, продавцы должны были тянуть свои лодки с товарами по земле. Где земля была твердая – суда катили на катках, по болотистым – тянули. Этот способ назывался волоком».  

Дети фантазируют и мечтают попасть в свой город 14-15 века, чтобы посмотреть своими глазами, как жили их предки в то загадочное «ганзейское время»!

Чем бы они при этом занимались?! Каролиина Кюбар (Тарту) прошла бы путь «От ученика до мастера» и стала успешным пекарем, Тэлле Вахтрамяэ (Тарту) – купцом.

Кто-то хочет попасть на свадьбу, а кто-то, как Мерседес и Одрия Ранде (Рига), «хотели бы сесть на парусник и отправиться в долгое и приятное путешествие».

Особняком стоят работы ребят из Кокнесе, которые вплели в свои ри-сунки и сочинения легенды этого маленького городка. Такое вот «сказочное краеведе-ние»! Самый интересный сюжет получился у Лелде Спроге и Иевы Кокаре. Они назвали свою работу «Когда-то в Кокнесе...» и вот что написали в предисловии: «… Эта история о двух молодых людях - Лайме и Эдгарсе, которые, возможно, жили в Кокнесе однажды».

Собственно, я не буду дальше пересказывать содержание выставки; лучше увидеть все собственными глазами.

Все-таки это был не просто проект, а конкурс, и в нем должны быть свои лауреаты. Мы постарались по максимуму наградить наших юных авторов, тем более что задача перед ними была поставлена непростая. Дипломы и памятные сувениры будут переданы для них делегациям, которые приедут в Псков на Ганзейский фестиваль.

В номинации «Рисунок» победителями стали:

  • Санта Йохансоне (г. Валмиера, Латвия),
  • Софья Мурашкина (г. Витебск Республики Беларусь),
  • Ульяна Миронова (г. Псков, Россия),
  • Тэлле Вахтрамяэ (г. Тарту, Эстония).

Обладатели второго места в номинации «Рисунок»:

  • Юлия Кирзова (г. Витебск Республики Беларусь),
  • Иева Кокаре и Лелде Спроге (г. Кокнесе, Латвия),
  • Екатерина Александрова (г. Порхов Псковской области – 14 город Русской Ганзы Нового времени),
  • Олеся Скаредина (г. Пустошка Псковской области),
  • Виктория Тапейко (г. Рига, Латвия).

Третье место в номинации «Рисунок» получают:

  • Синдия Паулиня (г. Балви, Латвия),
  • Анни Саега (г. Валга, Эстония),
  • Яна Лопоухова (г. Полоцк Республики Беларусь),
  • Ксения Васильева (г. Псков, Россия),
  • Софья Довгань (г. Псков, Россия).

В номинации «Эссе» 1 места удостоены:

  • Ксения Демешко (г. Витебск Республики Беларусь),
  • Уна Гадзане (г. Кокнесе, Латвия),
  • Михаил Русаков (г. Псков, Россия),
  • Каролиина Кюбар (г. Тарту, Эстония).

Дипломы обладателя 2 места в номинации «Эссе» получают:

  • Густавс Станкевичс (г. Валмиера, Латвия),
  • Валерия Назарова (г. Витебск Республики Беларусь),
  • Екатерина Кадарова (Порховский район Псковской области),
  • Арина Шкапаре (г. Рига, Латвия)

3 места в этой номинации:

  • Эвита Проле (г. Балви, Латвия),
  • Дарья Грунтова (г. Витебск Республики Беларусь),
  • Диана Левченкова (г. Полоцк Республики Беларусь),
  • Карина Михайлова (г. Псков, Россия).

В номинации «Фотография» победителями стали преподаватели и ученики Таллиннской Тынисмяэской Реальной школы (Эстония).

У данного проекта была еще одна составная часть. Мы предложили школьникам Псковской области конкурс-викторину «Псков и Ганза. История и современность» на английском языке. В этой части проекта приняли участие 104 человека – это ученики 8 - 10 классов школ г. Пскова: 10, 16, 18, 23, ПТЛ, Лицея «Развитие», Струго-Красненская СОШ, Владимирская и Новосельская СОШ» Струго-Красненского района.

Сейчас мы наградим тех ребят, кто набрал максимальное количество баллов.

1 место (13,5 - 14 баллов) 2 место (12,5 – 13 баллов) 3 место (11,5-12 баллов)
Сидоров Александр – 18 школа, 8 класс Живула Дарья – Владимирская СОШ, 7 класс Иванова Яна – Лицей «Развитие», 9 «Б» класс
Мищенко Никита - 23 школа, 8 а Халифаева Лейла - Владимирская СОШ, 8 класс Курганов Андрей - Лицей «Развитие», 9 «А» класс
Крючкова Алиса - 23 школа, 8 а Громов Дмитрий – ПТЛ, 9 класс Иванова Дарья – школа № 10, 11 класс
Мищенко Сергей - 23 школа, 8 а Гукасян Владимир – ПТЛ, 8 класс Естафьева Анастасия – Струго-Красненская школа, 8 «А» класс
Саакян Михаил - ПТЛ, 9 класс Чугунова Иоанна– 23 школа, 7 класс Иванов Алексей – ПТЛ, 8 класс
Сергеева Надежда – ПТЛ, 8 класс Круглов Арсений – ПТЛ, 9 класс Любимова Анна – школа №10, 10 «У» класс
Белянская Анна – ПТЛ, 9 класс Лашкина Мария– 10 школа, 10 «Л» класс Егорова Светлана – школа №10, 10 «Л» класс
Герасимова Арина – ПТЛ, 8 класс Понамарёва Алёна – 10 школа, 11 «Л» класс Николаева Алина – Струго-Красненская школа, 8 «Б» класс
Ильина Анна – ПТЛ, 8 класс Антова Полина – 10 школа, 10 «Л» класс  
Юзепчук Евгений – лицей №10, 10 «У» Андреева Владислава – Лицей «Развитие», 9 «А» класс  
Осипова Анастасия – 23 школа

Андреев Никита– 16 школа,

8 «А»

 
  Василенко Анастасия – Струго-Красненская школа, 8 «Б» класс  
 

Иванова Анастасия – ПТЛ,

9 класс

 
 

Коняева Юлия – 10 школа,

10 «Л» класс

 
  Мурашова Александра– 10 школа, 10 «Л» класс  

Подвести итог конкурсу хочется, опираясь на 3 конкурсные работы. Что же мы, люди 21 века, должны взять себе на память и в будущее от Ганзы прошлого?!

Ответы мы найдем, например, в работе «Ганзейский союз» Ульяны Мироновой (Псков). Она сделала главный акцент именно на слове СОЮЗ: «Четыре ганзейских города связаны одной печатью, ладьей - символом Ганзейского союза. Обожженные края, состаренная бумага - след значительного культурного исторического слоя минувших веков. Но, несмотря на прошедшее время, страны Ганзейского союза все еще тесно дружат, и Псков играет в этом довольно значимую роль. В своей картине я хотела изобразить долговечную дружбу и союз Ганзейских городов».

Софья Довгань (Псков) в рисунке «Ганзейский хоровод» называет второе главное составляющее союза – ЛЮДИ: «На своей картине я изобразила красивых девушек и юношу в старинных одеждах. Но каждый в своем костюме имеет отличительную черту. Либо само платье говорит о принадлежности к тому или иному городу, либо на платье нарисован символ города. Центральная фигура – девушка–псковичка, которая, танцуя, распахнула руки, приглашая всех на дружественный танец. Вокруг нее можно увидеть и представительниц других городов Ганзы. Это и девушка из Любека – столицы Ганзы, и из Великого Новгорода, и из других западноевропейских городов».  

Третий смысл прочитывается в каждом конкурсном рисунке: «Я люблю свой город и горжусь им!». Каждый ребенок постарался открыть нам, зрителям, свое сердце и передать нам любовь к тому месту, где он родился и живет. Пока в нас всех сильно желание делиться этой любовью и объединять силы, чтобы делать свои маленькие родины еще лучше, не иссякнет смысл понятий «дружба», «сотрудничество» и «Ганза» как союз умных, талантливых и интересных друг другу людей.

Спасибо всем юным авторам работ и их преподавателям! Вставка будет работать в Пскове до 13 июля. Затем мы планируем объединить все работы в красочное издание. Но это уже следующая история. Благодарю всех за внимание».

Сюжет об открытии выставки был снят и показан телеканалом «Первый Псковский» 13 июня.