В 2007-2014 гг. появилось множество публикаций, посвящённых юбилейной дате 1937 года, особенно хочется отметить статьи: «Главлит для Пушкина», статью И.В. Волковой «1937 год: преломление эпохи в праздничной жизни советских школьников», «Государь» Макиавелли И «Медный всадник» Пушкина: (философско-политические параллели)А.А. Кара- Мурзы. Но для нас представляет ценность книга Ю.А. Молока « Пушкин в 1937 году», вышедшая в 2000 году, где автор определяет свою задачу, как : «попытку реконструировать сложную художественную ситуацию 1937 года, связанную со 100-летней годовщиной со дня смерти А. С. Пушкина. Этот трагический для русской культуры год, окрашенный драматическими событиями в политической жизни страны, был наполнен мемориальными пушкинскими выставками, конкурсами на новые памятники, новыми иллюстрированными изданиями…» Здесь привлекается обширный исторический и документальный материал.
После гибели Пушкина Николай Васильевич Гоголь сказал, что гений его будет востребован в Отечестве через 200 лет.
В 1899 году, на грани двух веков, Россия праздновала 100-летний юбилей своего великого поэта – А.С. Пушкина. 26 мая 1899 года, в день столетия поэта, в 10 часов царскосельском Екатерининском соборе отслужили заупокойную литургию и панихиду при участии духовенства всех церквей Царского Села. На панихиде пел сводный хор учащихся мужских учебных заведений города. На здании Лицея установили мраморную доску, отмечающую пребывание Пушкина в его стенах с 1811 по 1817 год. В этот же день состоялась закладка памятника Пушкину в Лицейском саду, на месте которого в бытность его лицеистом находилась березовая роща. Директор Николаевской гимназии И. Ф. Анненский перед бюстом великого поэта, убранного цветами из Царских оранжерей, произнес речь, в которой прозвучали такие слова: «…вчера мы положили первый камень для его царскосельского памятника. Под резцом художника образ поэта уже воплотился, и скоро, молодой и задумчивый от наплыва еще не ясных творческих мыслей, Пушкин снова будет глядеть на свои любимые сады, а мы, любуясь им, с нежной гордостью повторять:
Он между нами жил».
В 1913 году студент Сергей Вавилов пешком прошел 36 километров от железнодорожной станции "Остров" в Михайловское и записал для себя: "Когда буду умирать, то в одной руке у меня будет Евангелие, в другой томик Пушкина".
В советский период отношение к поэту претерпело изменения. И если в 1917 году он трактовался как “идеолог капитализирующегося среднепоместного дворянства”, то к 1937 году стал «нашим товарищем в борьбе за коммунизм». Таким образом, Пушкин был объявлен непременным классиком русской литературы.
«В дни пушкинского юбилея 1937 года постоянно цитировали слова И. В. Сталина из беседы с зарубежным гостем, неким Роем Говардом: “Социалистическое общество мы построили не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной”. Так формулировался ответ на пушкинское “Что в мой жестокий век прославил я свободу”.
На заседании Пушкинского комитета в Большом театре 10 февраля 1937 года председатель всесоюзного Пушкинского комитета А.С. Бубнов заявил:“Только великая страна победившего социализма по достоинству может оценить великого поэта Пушкина... Пушкин принадлежит тем, кто борется, работает, строит и побеждает под великим знаменем Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина”.
Чтобы советские люди не забыли о том, что “пуля наёмного убийцы прервала творческий путь того, кто на протяжении всей своей жизни клеймил российских «венценосцев» и их вельможно-поповскую челядь”, по стране прокатывается волна переименований.
«О том, насколько прочно имя Пушкина внедрилось в сознание советских людей в конце 1930-х годов, мы можем судить по отрывку из романа “Мастер и Маргарита”, создававшегося Булгаковым как раз в то время: “Никанор Иванович Босой совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: “А за квартиру Пушкин платить будет?”, или “Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?”, “Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?”
В официальной идеологии отныне Пушкин — народный поэт (то, что он и раньше был таким, не отменяет факта новизны — ведь и народ теперь советский.«Вспомним, например, что в знаменитой комедии «Волга-Волга», снимавшейся в том же самом юбилейном тридцать седьмом, участники народного коллектива Стрелки–Орловой исполняют не только фольклорные номера, но и арии из оперы «Евгений Онегин» — и посрамляют ансамбль классической музыки, ориентирующийся на буржуазных, западных Вагнеров и “Шульбертов”.
Помнили о Пушкине и вынужденные изгнанники из России: в 1937 году за рубежом прошли выставки и заседания, в ходе которых целенаправленно создавался другой образ Пушкина.«Он — собиратель расколотой надвое нации, “свидетельство единой России”, её пророк и “новый завет”. По словам Ивана Шмелёва, Пушкин — это тайна, которую эмигранты привезли с собой в ссылку и которая животворит их. “С ним освободятся наши братья в плену, с ним вернёмся и мы в Россию!” — подхватывал эту мысль Д.С. Мережковский».«Любопытно, что за всеми этими разнородными представлениями стоит одна и та же мысль: Пушкин “живее всех живых”.
Одно из юбилейных изданий -«Даты жизни и творчества А.С.Пушкина», изд. «ОГИЗ - ИЗОГИЗ», 1937 год.«Задача настоящего издания - дать читателю в художественной форме наиболее ярким, впечатляющим образом самые значительные факты жизненного и творческого пути Пушкина. При составлении этого художественного альбома издательство стремилось придать ему графический колорит изданий пушкинской эпохи: фронтиспис, заставки, концовки полностью взяты из альманахов 20 - 30-х годов XIX века. Таким образом, в печати впервые появилась иллюстрированная хронологическая канва жизни и творчества А.С.Пушкина».
В издание "Пушкин А.С. Избранные произведения", 1937 год, были включены все самые известные стихотворения поэта, сказки, поэма «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Медный всадник», драматические произведения, «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка». Редакции и комментарии -В.Вересаева.
Вряд ли уместно говорить о том, что о Пущкине мало писали в начале XX в. Из Библиографического указателя статей, опубликованного на сайте Института русской литературы Российской Академии наук, видно, что с 1900 по 1937 гг. интерес к творческому наследию поэта не ослабевал, изучались различные аспекты его творчества.
1937 год богат критическими статьями, например, затрагивались такие темы , как: «Народность и реализм Пушкина», «Произведения Пушкина в фольклоре», «Пушкин и революционные демократы 60-х годов», «Пушкин и Толстой», «Характеры Пушкина».
В 1937 году имя Пушкина впервые было выведено на государственный уровень. И в анализе и интерпретации наследия поэта ещё сохранялся подход исследователей т.н. « Серебряного века», но в то же время начинает проявляться и иной подход-государственный и народный. Таким образом, в 1937 году исполнилось пророчество Пушкина из стихотворения « Памятник»:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа
Создаётся идеологический нерукотворный памятник поэту.
Какие же стихотворения оказались в центре внимания? Для нас особую значимость представляет « Пушкинский календарь», изданный в 1937 году. Символично, что на первой странице помещено стихотворение « Памятник». Календарь достаточно разнообразен по наполнению: здесь рассказано о важных событиях жизни поэта по месяцам, есть цитаты, высказывания, мысли о поэте известных писателей, критиков, справочная информация о событиях жизни поэта, а главное- стихотворения и отрывки из прозаических произведений Пушкина. Календарь богато иллюстрирован репродукциями картин, рисунков Пушкина, факсимиле прижизненных изданий, фрагментами черновиков, изображениями герба, фотографиями памятников, портретами людей, близких поэту, иллюстрациями к произведениям.
Разумеется, в Календаре нашлось достойное место хрестоматийным произведения: и любовной, и вольнолюбивой лирике, и посвящения друзьям. Здесь поэт предстаёт цельным, жизнерадостным, верным дружбе, любящим творить, наблюдательным, умеющим ценить красоту, свободолюбивым и последовательным, благодарным и благородным, ответственным. Это некий идеальный, ставший уже хрестоматийным образ поэта. Именно таким он предстал для массового сознания и эти качества помогали людям «строить новую жизнь».
Если говорить о малоизвестных произведениях Пушкина, то в Календаре приведены такие, как « Дорожные жалобы», где явно слышатся мотивы неустроенности ,тоски, « Когда в объятия мои», где приоткрывается завеса над семейной жизнью Пушкина, « Воспоминание» 1828 года, где звучат ноты раскаяния : « С отвращением читаю жизнь мою…», « Предчувствие», где герой хотя и страдает за свободу, остаётся гордым и непреклонным, « Желание славы», где на первый план выступают личные чувства, « Городок», где явственно звучит мотив уединения и стремления к душевному покою. Именно а этих стихах открывается «потаённый Пушкин», оступающийся и кающийся, глубоко страдающий и переживающий своё несовершенство, желающий обрести цельность. Именно эти стихи больше подходят для внутреннего диалога с предполагаемым читателем.
К чему можно вернее всего отнести наследие Пушкина? К «республике словесности декабристов» или « республике слова деятельного, авторитарного»?Если говорить об отрывке из стихотворения « Андрей Шенье», посвященному Раевскому:
На вольность опершись, провозгласил равенство,
И мы воскликнули: Блаженство!
О горе! о безумный сон!
Где вольность и закон? Над нами
Единый властвует топор.
Мы свергнули царей. Убийцу с палачами
Избрали мы в цари. О ужас! о позор!
-То не содержался ли здесь явный укор Сталину? Почему же идеи революционера оказались близки Сталину- монархисту? Может быть, потому, что вольнолюбивая лирика поэта прочитывалась однозначно, как борьба с царизмом?. Но по мнению П.А. Вяземского, Пушкин был консервативен. Он говорил о « спасительной пользе самодержавия» а также о том, что « власть и свободу сочетать должно на взаимную пользу».
Мы можем увидеть многие черты сходства правления между «пушкинским царём» Николаем Первым и И.В. Сталиным. Действительно, их объединяла трудная молодость, серьёзное отношение к государственному строительству, некоторые идеализм и романтичность в сочетании с жёсткостью. Их восприятию окружающей действительности были свойственны иерархичность, монументализм, следование долгу, стремление оградить страну от западного влияния, сохранить национальную и культурную самобытность. Если Сталин реанимировал имперскую идею, то почему бы ему не относиться к наследию самого главного поэта более последовательно, чем царь?
Пушкин в стихотворении ««Боже! царя храни!..» пишет строки, которые можно отнести и к царю, и к Сталину:
Там - громкой славою
Сильной державою
Мир он покрыл,
Здесь - безмятежною
Сенью надежною
Нас осенил…
Сталину была близка тематика пушкинских стихов, особенно тех, где частные мотивы уступают общим , есть идеи служения.
Сравним с « Пророком» А.С. Пушкина:
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Стихотворение И.В. Сталина:
Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
А в песне его, а в песне –
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме…
А может быть, и Николаю I, и Сталину была свойственна и «беспомощность публичного одиночества?». Наверное, им была нужна задушевность поэта, они ощущали близость к нему, как собеседнику, желая отдохнуть от своего слишком прагматичного окружения и нереалистичных целей. Может быть, на личностном уровне, обращение к творчеству великого поэта было попыткой вести честный разговор с самим собой?
Таким образом, 100-летие со дня гибели Пушкина, отмечавшееся в столь непростое время, помимо просвещения народа, всё-таки сблизило расколотую нацию, а также способствовало закреплению традиций изучения и интерпретации наследия поэта, которые во многом сохранились до 1991 года.
В эти дни нам всем необходим великий поэт, как глоток воздуха…Не поленитесь подойти к книжной полке, снять с неё том Пушкина, а может, просто книжку из серии «Школьная библиотека» — и прочитать любимое произведение.