+3

Наталия Лысых

Отцы и дети: есть ли диалог поколений?

 

Каждое поколение считает себя более умным,

чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»

                                                                         (Джордж Оруэлл)

Тема взаимоотношений отцов и детей стара как мир. Не раз она поднималась в русской (и не только) литературе. Непонимание друг другом поколений - это лишь составная часть не прекращающейся естественной борьбы старого с новым. В этой борьбе нет победителей и нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. А ведь именно в семье, с помощью отца и матери человек начинает узнавать жизнь, отношениях между людьми. От внутрисемейных отношений в дальнейшем зависит, как человек будет относиться к окружающим, какие нравственные ориентиры изберет для себя, что для него будет самым ценным.                   

Но что же писатели, которые также в своей жизни были и детьми, и родителями?! Например, А. С. Пушкин в своем романе в стихах «Евгений Онегин» тему «отцов и детей» раскрывает через проблему воспитания. Отец главного героя романа Онегина среднестатистический петербургский повеса - одновременно блестящий военный и блестящий игрок. Он вел обычную для его окружения разгульную жизнь, делает долги и мало интересуется своим сыном. Но батюшка, как умел, позаботился о воспитании своего ребенка: Евгению наняты французские гувернеры, которые старались научить мальчика «всему понемногу». Но удивляться не стоит, такое воспитание получали все дети петербургского высшего света.

«Продуктом» такого воспитания и стал наш герой. По примеру своего отца, Евгений хорошо знал, что ценится в высшем свете, что там считается модным и похвальным. Наш герой хочет всем этим требованиям соответствовать. И это желание приводит Онегина «к англицкому сплину и русской хандре».

В романе «Евгений Онегин» есть еще одна семья – Ларины. И ее не обходит стороной тема «отцов и детей». Правда, здесь уже вниманию читателей представлены взаимоотношения «женской половины» этой семьи: матери и двух дочерей – Татьяны и Ольги. Очень интересна «история развития» главы этого «женского» семейства - матери Лариной. В юности была она влюблена в героев французских романов, которых читала великое множество. Черты этих героев она искала в своих поклонниках. Мать Татьяны по молодости лет увлеклась одним славным франтом, «игроком и гвардии сержантом». Но против воли девушку выдали замуж за другого. Но:

Привычка усладила горе,

Не отразимое ничем;

Открытие большое вскоре

Ее утешило совсем:

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять,

И все тогда пошло на стать.

Молодая женщина занялась хозяйством и воспитанием детей, а муж лишь спал да ел.

Младшая дочь, Ольга, во всем походила на мать. Легко порхала она по жизни и главным ее интересом были наряды и женихи. Татьяна же была абсолютной противоположностью матери и сестре: более глубокая, более серьезная, более духовная. Иногда кажется, что девушка совсем чужая в собственной семье. Но и на старшую дочь распространилось влияние матушки. Татьяна также как мать и сестра увлекается французскими романами и в каждом потенциальном женихе ищет идеальные черты их героев.

Тема «отцов и детей» не осталась без внимания и у И. А. Гончарова, в его романе «Обломов». Все плюсы и минусы характера героя развились в его детстве и воспитании. Ярко показывает глава «Сон Обломова» жизненные идеалы Ильи Ильича и его семьи. Отец и матушка Обломова были самые обыкновенные патриархальные дворяне: живут всю жизнь в своем имении, изредка выезжая к соседям. Главная забота была о том, чтобы всем было вкусно, тепло и уютно. Во всем главной защитой Обломовых были слуги, которые выполняли любую прихоть своих господ .

Маленький Илюша получал заботу, любовь, его холили и лелеяли. Но одновременно подавлялась всякая самостоятельность и проявление воли. Обломов жил в своеобразной ракушке, прячась от реальной жизни. Приехав в Петербург, Илья Ильич не находит себя, разочаровался в людях и в жизни. Он все время мечтает об Обломовке своего детства – ведь там царят доброта, щедрость, спокойствие, довольство жизнью, счастье. В Обломовке не ведают, что такое заботы, хлопоты, несчастье, горе.

Само название говорит, что тема «отцов и детей» станет основной в романе И. С. Тургенева. Столь важный для общества вопрос из личностного, семейного трансформируется в общественный, социально-политический. У Тургенева «отцы и дети» находятся в серьезном конфликте и с большим трудом находят общий язык.

В самый сложный конфликт вступают Павел Петрович Кирсанов, представитель либерального дворянства, и Евгений Базаров, разночинец-нигилист. Базаров отвергает все традиционные ценности человеческой культуры. Он считает, что нужно уничтожить все старое, а последующие поколения должны строить свое, новое. Находит он себе единомышленника - племянника Павла Петровича, Аркадия. Но увлечение младшего Кирсанова нигилизмом отказывается поверхностным: в конечном итоге он принимает свои «корни», становится хорошим семьянином и рачительным хозяином.

Но самый тяжелый конфликт в романе - пропасть непонимания, которая легла между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери неоднозначны. В минуты откровенности он сознает, что любит своих родителей. Но в его словах весьма часто сквозит неуважение к «глупой жизни отцов».

В финале своей короткой жизни Базаров, пройдя через множество испытаний, начинает осознавать истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев критикует его теорию и показывает, что самое лучшее решение конфликта «отцов и детей» - преемственность поколений и построение новой жизни, используя традиции старшего поколения.

А что же XXи XXI век? Тема взаимоотношений «отцов и детей» актуальна и в наши дни. Практически в каждой семье можно столкнуться с данной проблемой. Замечательный писатель XXвека Анатолий Алексин в своем творчестве затрагивал этот животрепещущий во все времена вопрос. Как яркий пример - повесть «Безумная Евдокия». Глубокая и всепоглощающая любовь родителей привела к трагедии: дочь Оля, умница и красавица, единственный и долгожданный ребенок в семье. Отец и мать прилагают все усилия, чтобы у девочки было все самое лучшее – от одежды до образования. Но родительское восхищение дочерью не разделяют классный руководитель, которую в семье называют не иначе «безумной Евдокией» и одноклассники. Как считает папа, от лица которого и ведется рассказ, его гениальную Оленьку принижают и обижают. Но обыкновенный классный поход расставляет все точки над i и открывает любящему отцу глаза на собственную дочь. Оказывается, Оля не замечала вокруг себя никого – ни лучшую подругу, ни влюбленного одноклассника. Как выяснилось, она не замечала и собственных родителей. Оля, не предупредив классного руководителя и ребят, уходит в ночь одна. Ей и в голову не пришло, что за нее будут переживать и кинутся искать. Забыла девочка и о том, что у матери больное сердце. Выросла любимая и избалованная дочь своих родителей эгоисткой. И только в самом конце отец понимает, что он и его жена, которая от переживаний попала в психиатрическую лечебницу, холя и лелея Олю, забыли про собственную жизнь и собственные интересы.

Совершенно по-другому взаимоотношения поколений показаны в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Главный герой – мальчик Саша Савельев, который воспитывается в семье дедушки и бабушки. Мать живет отдельно, ее не допускают к собственному сыну. А бабушка, которая по всем законам должна быть самым любящим и ласковым для ребенка человеком, его защитой и опорой, оказалась настоящим семейным тираном. Ее главное стремление – подчинить своей власти волю мужа, дочери, внука. От этого в семье складывается нервная и напряженная обстановка. Ярко и образно описывает автор гнетущую атмосферу, в которой рос его герой: «Я очень боялся бабушкиных проклятий, когда был их причиной. Они обрушивались на меня, я чувствовал их всем телом - хотелось закрыть голову руками и бежать как от страшной стихии. Когда же причиной проклятий была оплошность самой бабушки, я взирал на них словно из укрытия. Они были для меня зверем в клетке, лавиной по телевизору. Я не боялся и только с трепетом любовался их бушующей мощью».

Но в главе "Ссора" дается объяснение такому поведению бабушки. Оказывается, она психически нездорова, так как в детстве испытывала влияние своих родителей, семейных тиранов. Именно на них бабушка и выросла похожей. А в молодости она потеряла первого ребенка, что тоже нанесло глубокую душевную травму. А результат - психиатрическая больница, после которой "жизнь и кончилась", как выражался дедушка. Конечно, бабушку Саши очень жаль, но страшно то, что все ее беды и несчастья лавиной обрушились на головы родных людей, в том числе и маленького внука.

Повесть заканчивается смертью бабушки. Но вот в чем парадокс – это трагическое событие дает надежду на моральное освобождение родственников от семейной тирании. Но несмотря ни на что родные скорбят по усопшей и жалеют ее.

В данном эссе проанализирована только малая часть произведений как классической, так и современной литературы. Авторов волновал, волнует и будет волновать вечный вопрос взаимоотношений поколений, пресловутая тема «отцов и детей».