День русского языка. Пушкинский день.

Литературно-театрализованная композиция

«Здесь Пушкиным всё дышит и живёт»

Материальное обеспечение:

- плакаты с надписям о русском языке

  • Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. М.Горький.
  • Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. К.Д. Ушинский.
  • Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский. И.Рюдигер.
  • Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. П. Мериме.

Пущин, Кюхельбекер, Данзас

Слайд 1: Звучит марш (по щелчку)

Слайд 2: Звучит марш

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании двух замечательных дат: 6 июня - День русского языка и и день рождения великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Русский язык... Какой долгий путь нужно было ему пройти, чтобы стать таким, каким мы знаем его теперь: точным и ясным, способным выразить самые сложные философские мысли и рассказать детскую сказку; при необходимости гневным и резким, а когда нужно- мелодичным и нежным.

Ведущий 2: Русский язык- это язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Чехова, Достоевского и многих других выдающихся писателей и поэтов. На этом языке созданы многие шедевры литературы, написаны научные труды, помогающие развитию мировой культуры.

Ведущий 1: Богатая русская культура служила народам разных национальностей неисчерпаемым источником духовного развития. А русская классическая литература была и остается великой школой для познания истинных художественных ценностей.

Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Слайд 3: (звучит музыка)

Ведущий 2: Театрализованная миниатюра «РУСЬ»

А.Елькин: Русь. Короткое – в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком.

Хозяйка Анна Ивановна Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место! Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Ведущий 2: Могу рассказать вам небольшую притчу о том как пытались сохранить русский язык во время Великой Отечественной войны.

Притча:

Во время Великой Отечественной войны многие русские женщины попадали в концлагеря вместе с маленькими детьми. Детей отбирали и селили отдельно, учили немецкому языку в надежде, что они забудут родной. И тогда женщины ночью пробирались к детским баракам и разговаривали с детьми на родном языке: " Смотрите - это звезды, а это ночь..." Дети слабыми голосами повторяли слова. Такие ночные уроки были опасны для жизни, но матери сохраняли детям язык, воспитывали любовь к родному слову и веру. Русский язык, звучавший ночью в концлагерях, стал подвигом во имя жизни.

Слайд 4:

Ведущий 1: Приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

Слайд 5:

Ведущий 2:

Стужа ль жгла, дожди ли моросили,-

Забывая и боль и грусть,

Как молитву, язык России

Я заучивал наизусть.

В нем, мне кажется, от природы,

Как в живительном корне, есть

Свежесть совести, сок свободы,

Благородство, размах и честь.

Беспримерный язык! Недаром

Пушкин думал на нем и творил.

С. Васильев «Русский язык»

Слайд 6:

Слово библиотекаря

Есть имена, как солнце!

Имена - как музыка!

Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена.

Слайд 7:

Ведущий 1: Дорогие гости, мы приглашаем Вас в наш литературно-музыкальный салон, посвященный жизни и творчеству великого поэта. Мы отправляемся в ХIХ век, век дворянских усадеб, почтовых карет, длинных писем, балов при свечах...

Звучит музыка по щелчку: ВАЛЬС в исполнении танцевальной группы.

Слайд 8:

Ведущий 2: На балах было принято не только танцевать, но и играть в различные игры, например, в буриме. Вот возьмите бумагу, перо и попробуйте написать стихи, используя рифмы:

Слайд 9:
Взоры – Авроры
Чудесный - прелестный
Проснись - явись

Слайд 10:

Ведущий 1: Как видите, очень трудно сочинить и несколько строк из предложенных рифм. А у Пушкина это выглядит вот так:

(Стихотворение «Зимнее утро» в исполнении уч-ся …………………………..)

Слайд 11:Звучит музыка

ГОСТИ ( в одеждах ХIХ века по очереди спускаясь в зал):

(Мужчина и женщина)

- Это Вам не тяжеловесные оды Тредиаковского или Ломоносова.
- Никакой назидательности.
- А язык? Он выразителен, пластичен.
- А какой богатейший мир чувств.
- Пушкинский стих похож на античную статуэтку, в которой все изящно и закончено.
- Его стихи обжигающие. Опьяняющие.
- Исповедальнические и трибунные.
- Их можно петь, читать во весь голос, их можно шептать.
- Пушкин – неслыханное явление на Руси.
- Пушкин – мера. Пушкин – море.

(расходятся под слова ведущего, садятся в кресла первого ряда в зале):

Слайд 12: Музыка

Ведущий 1:

Прислушайтесь! Какой океан звуков окружает нас!

Пение птиц и шелест деревьев,

Шум ветра и шорох дождя,

Раскаты грома и рокот волн.

Ведущий 2:

Какая музыка вокруг –

Она во всем, в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук!

Слайд 13:

Стихотворения о природе (читает ученица)

Слайд 14: Звучит музыка по щелчку

Стихотворение читает библиотекарь

Слайд 15:

Ведущий 1: В русской поэзии Пушкин первым с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Пушкин не просто влюблялся - он дарил женщинам вечную молодость, непреходящую красоту и поклонение потомков.

Ведущий 2: Пушкин через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения.

Слайд 16:

Музыку №5 (включить через папку)

Романс "Я помню чудное мгновенье",

Миниатюра "Я вас любил ..." в исполнении учащихся

Слайд 17:

Ведущий 1: Имя величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть его слова: “Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет”. Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе или о скромной, доброй царевне живёт с нами на протяжении всей нашей жизни. Сказки Пушкина – это поистине шедевры его творчества

Ведущий 2: Поэт учил нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: “Там русский дух, там Русью пахнет”.

Слайд 18: Видеоролик «Песочная анимация»:

Стихотворение «У Лукоморья» читает ученица

Слайд 19:

Ведущий 1: Он напоминает нам о своеобразии русской души. В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми её радостными и страшными, удивительными и смешными событиями.

Слайд 20: Видеоролик «Пушкин в Михайловском»:

 

Слайд 21:

Ведущий 2: И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня. Огромное идейное богатство, народность, высокая человечность и совершенная художественная форма - вот этот ценный вклад, который внёс Пушкин в сокровищницу передовой мировой литературы.

Ведущий 1: Мы с удовольствием берём в руки роман, написанный сто лет назад, и видим, что герои его нам близки: они любят, ненавидят, совершают хорошие и плохие поступки, знают честь и бесчестие, они верны в дружбе или предатели - и это нам ясно. Но вместе с тем, многое в поступках героев нам или совсем непонятно или понятно не до конца. Онегин и Татьяна стоят рядом на пороге близкого, возможного и так нужного им счастья, но их разделяет страшная, непреодолимая пропасть.

Слайд 22:

Ведущий 2: Самое ценное в настоящей дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь.

Ведущий 1: Пушкинские стихи о дружбе даровали этому поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.

Чтение стихов о дружбе читает ученик

Слайд 23: Звучит музыка

Ведущий 2: "Повести Белкина" А.С. Пушкин называл "драгоценным памятником благородного образа мыслей и трогательного дружества". Мы приоткроем дверцу в мир пушкинских историй, переживаний, чувств.

Слайд 24: Звучит музыка

Ведущий 2: Обращение нас к одному из произведений А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка»- наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.

Русский народный хоровод в исполнении танцевальной группы

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА «Барышня - крестьянка» в исполнении Семушинского ДОТ «Сёма»:

Действующие лица:

Алексей Берестов, сын Ивана Петровича Берестова, помещика

Григорий Иванович Муромский, помещик

Лиза Муромская, его дочь, 17-ти лет

Настя, служанка Лизы Муромской

 

Сцена первая

Та же комната. Лиза ходит по ней с книгой в руках, то садится в кресло, то выглядывает с нетерпением в окно. Входит возбуждённая Настя.

Настя (весело, задорно): Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно, целый день были вместе.

Лиза: Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

Настя: Извольте-с: пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...

Лиза: Хорошо, знаю. Ну потом?

Настя: Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот пришла мы, к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские...

Лиза(прерывая Настю): Ну! а Берестов?

Настя: Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее... а дочери и надулись, да мне наплевать на них...

Лиза (с раздражением): Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

Настя: Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое... Вот вышли мы из-за стола, и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

Лиза: Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя: Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

Лиза: Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

Настя: Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

Лиза (прижав руки к груди): С вами в горелки бегать! Невозможно!

Настя: Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!

Лиза(отмахиваясь от Насти): Воля твоя, Настя, ты врешь.

Настя: Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

Лиза: Да как же говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?

Настя: Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

Лиза: Это удивительно! А что в доме про него слышно?

Настя: Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да, по мне, это еще не беда: со временем остепенится.

Лиза (отмахиваясь от Насти): Как бы мне хотелось его видеть!

Настя (подёргивая плечиками): Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту.

Лиза: Да нет, нехорошо! Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним... Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!

Настя: И в самом деле; наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово; ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Лиза (с восторгом в голосе): А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя! Милая Настя, какая славная выдумка!

Сцена вторая

Слова фонограммы: Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков ожидали солнца. Лиза, казалось, не шла, а летела. Ее ножки в пестреньких лапотках, мелькая, приминали седую от росы траву. Лиза озиралась на ходу, боясь какой-нибудь знакомой встречи, но при том веселилась по-младенчески. 

Берёзовая роща. Лиза, обняв берёзку, в задумчивости смотрит по сторонам. Слышится лай собаки и мужской голос. Подходит молодой человек. Алексей (пристально глядя на девушку).Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза (притворяясь испуганной): Боюсь: она, вишь, какая злая, опять кинется.

Алексей: Я провожу тебя, если ты боишься. Ты мне позволишь идти подле себя.

Лиза: А кто те мешает?

Алексей: Ты откуда?

Лиза: Из Прилучина. Я дочь Василия-кузнеца, иду по грибы (показывая на кузовок). А ты, барин? Тугиловский, что ли?

Алексей: Так точно. Я камердинер молодого барина.

Лиза(засмеявшись): А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

Алексей (пытаясь её обнять): Как тебя зовут, душа моя?

Лиза (приняв строгий и холодный вид): Если Вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями, то не извольте забываться. А зовут меня Акулиной.

Алексей: Ну, мой друг Акулина, буду непременно в гости к твоему батюшке, к Василию-кузнецу.

Лиза: Что ты, ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, отец мой прибьёт меня до смерти.

Алексей: Да я непременно хочу с тобой опять видеться.

Лиза: Ну, я когда-нибудь опять сюда приду за грибами.

Алексей: Когда же?

Лиза: Да хоть завтра.

Алексей: И ты не обманешь меня?

Лиза: Не обману.

Алексей: Побожись.

Лиза: Ну вот те святая пятница, приду (перекрестившись).

Музыка (песня переделанная «Понравилась мне Акулина»)

Алексей:

Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной

Я помню весь наряд простой,

И образ милой, незабвенной

Повсюду странствует со мной

Молодые люди расстаются.

Сцена третья

Комната в доме Муромских. Входит хромающий Григорий Иванович, навстречу ему выбегает испуганная Лиза.

Лиза: Что это значит, папа? Отчего Вы хромаете? Где Ваша лошадь? Почему Вы приехали на чужих дрожках?

Муромский: Случилось непредвиденное. Если бы не Иван Петрович Берестов, не знаю, что бы было. Он оказал мне большую услугу, и в знак благодарности я пригласил их с Алексеем завтра к нам на обед. Всё, дочка, нашей ссоре конец.

Лиза (побледнев): Что Вы говорите? Берестовы, отец и сын! Завтра у нас обедать! Нет, папа, как Вам угодно: я ни за что не покажусь.

Муромский: Что ты, с ума сошла? Полно, не дурачься.

Лиза: Нет, папа, ни за то на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми.

Муромский: Придётся. Я обещал им.

Лиза (немного подумав, с хитринкой в глазах): Ну, хорошо, я приму их, если это Вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними ни явилась, что б я ни сделала, Вы бранить меня не будете и не дадите никакого знака удивления или неудовольствия.

Муромский (смеясь): Опять какие-нибудь проказы! Ну, хорошо, хорошо, согласен, делай что хочешь, черноглазая моя шалунья.

Сцена четвёртая

Дом Муромских. Навстречу Алексею Берестову выходит слуга.

Алексей: Дома ли Григорий Ива­нович?

Слуга: Никак нет, Григорий Иванович с утра изволил выехать.

Алексей: Как досадно! Дома ли, по крайней мере, Лизавета Григорьевна?

Слуга: Дома-с.

Алексей входит в гостиную... и столбенеет. Видит Акулину. Она не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидит перед окном и читает его письмо. Она так занята, что не слышит, как он вошел. Алексей не может удержаться от радостного восклицания. Лиза вздрагивает, поднимает голову, кричит и хочет убежать. Он удерживает её.

Алексей: Акулина, Акулина!.. (Лиза старается от него освободиться...)

Лиза: Оставьте же меня, сударь, с ума Вы сошли!

Алексей: Акулина! Друг мой, Акулина! (целуя ее руки).

В эту минуту дверь отворилась, и вошел Григорий Иванович.

Муромский: Ага! Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...

Занавес.

 

Русский народный хоровод в исполнении танцевальной группы

Слайд 25: по щелчку музыка

Ведущий 2: Мы вновь убеждаемся, что по-настоящему живыми оказываются извечные ценности, пронизанные светом добра, истины и красоты. А это все - Пушкин, наш, сегодняшний, современный.

Ведущий 1: Он входит в нашу жизнь в раннем детстве и остается с нами до конца. Для каждого - свой Пушкин. Для кого-то Пушкин - учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы. А кто-то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души.

Слайд 26:

Ведущий 2: Хочется верить, что многое слышали, что еще возьмете в руки томик его стихов, поэм, трагедий… Он и сам надеялся на это:

Живу, живу не для похвал,
Но я бы, кажется, желал
Посильный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Наполнил хоть единый звук.
И чье-нибудь он сердце тронет,
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в лете не потонет
Строфа, слагаемая мной.
Быть может, (лестная надежда),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт.

Слайд 27:

Ведущий 1: Бегут столетья- реки, меняются люди, и наша речь преодолевая все препятствия, идет по жизни со своим народом. Берегите и любите родное слово, ведь с него начинается родной язык. Делайте все для сохранения родного языка и культуры. Язык- наш друг. Помните об этом.

Слайд 28: Звучит музыка

Ведущий 2: В презентации использована музыка Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»

Слайд 29: Приглашение к обзору выставки в фойе и к памятнику А.С.Пушкина для закладки Аллеи писателей Зуевской земли (библиотекарь В.Н.Дерендяева)

Митинг у памятника А.С.Пушкину (В.Н.Дерендяева)

www.zimnyk.ellink.ru

1
6
2
3
4
5