«Дети двенадцатого года»: Сценарий литературно-музыкальной композиции

 

Лицеистам I выпуска Царскосельского Лицея посвящается.

И года не прошло, как был открыт Лицей,

Как царь принёс вам в дар «чертог царицын» ,

«И вы пришли, и встретил вас Куницын

Приветствием меж царственных гостей»…

«Тогда гроза двенадцатого года

Ещё спала. Ещё Наполеон

Не испытал великого народа,»

И ваше братство только зарождалось,

Но мирных дней уж мало оставалось.

Первый выпуск Лицея! И вашу судьбу

Не минули военные беды.

Вы детьми горевали с Россиею всей,

Ожидая великой победы.

Вот уже по дороге проходят войска,

Чтоб сражаться не ради награды…

Вы стоите толпой за оградой,

Ина сердце такая тоска!

«Вы помните: текла за ратью рать.

Со старшими вы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шёл мимо вас…»

«И слышен топот, слышно ржанье:

Блеснув узорным чепраком,

В блестящем ментика сиянье

Гусар промчался под окном».

И ставил дождь по лужам точки,

Струился по стеклу слезой.

Махали барышни платочком,

Молились за идущих в бой…

(Песня «Кавалергарды»)

Кавалергарды…Это о них позднее напишет в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой:

   Кавалергарды скакали, ещё удерживая коней. Но едва они миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!»- и, оглянувшись, увидал, что передние ряды их смешались с чужими, вероятно, французскими кавалеристами в красных эполетах. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей, юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось осьмнадцать человек…

Есть желание в детских сердцах

В бой идти,чтоб с французами драться,

За Россию стоять до конца,

Умереть, но врагу не сдаваться!

И.Пущин вспоминал о том времени:

«Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов; читались наперерыв русские и иностранные журналы, при неумолкаемых толках и прениях… Опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему».

И уже ненавистен язык,

Что с таким упоеньем учили,

И страницы растрёпанных книг

Покрываются грязью и пылью.

(Сценка)

Пущин:

               Господа! Как я им завидую. Не сегодня-завтра они будут в сражении!

Пушкин:

                 Ну и почему нам туда нельзя. Я прекрасно владею шпагой! Говорят: надо учиться! А какая

                 учёба, когда на ум ничего не идёт…  

Горчаков:

               Господа! Однако пора на урок…Вон наш месье идёт…

Кюхля:

               А я не хочу! НЕ хо-чу! Не хочу учить этот французский… С некоторых пор он мне ненавистен! Лучше гимнастика и фехтование. Вот что сейчас необходимо!.

Матюшкин:

               И то правда! Долой французский!

   (Бросают на землю учебники французского языка)

Учитель:

             Господа! Кеске се?

Лицеисты (хором):

                     Долой!

Директор Лицея:

                       Это что здесь происходит?

Учитель:

               Господа лицеисты не желают изучать французский язык… Это бунт!

Директор Лицея:

             Но, господа! Французский язык - это не только язык Бонапарта. На французском говорит сам государь император. Вряд ли он был бы доволен, узнав о вашем поступке. Соберитекниги и извольте идти на урок!

                 ( Лицеисты собирают книги)

Директор Лицея:

                 Нет! Это не бунт! Это русский патриотизм…

***

Шевардинский редут и московский пожар…

Это страшная правда, а вовсе не сон.

Кто и где нанесёт тот последний удар,

Что не выдержит Наполеон?

(Сценка)

Бонна:

         Мадемуазель! Займёмся делом! Вот корпия, вот бинты… Раненым нужна наша помощь…

Барышня:

           Мари, что слышно о твоих братьях?

Мари:

           Они при штабе Кутузова. Но маман всё равно переживает: столько убитых…

Ольга :

         Господь не допустит, Мари… А мой братец написал, что Лицей готовится к отъезду из Царского Села… Неужели французы дойдут до Петербурга? Нет,нет, я не хочу в это верить.

Барышня:

       Моя кузина московская пишет, что они выехали из Москвы, и не только они- все покидают Москву. Они сейчас в Мытищах… Условия ужасные… А ещё они ночью видели зарево над Москвой!

Мари:

         Боже праведный! Когда всё это закончится. В какое страшное время мы живём!

Бонна:

         Мадемуазель, предаваться унынию есть грех… Лиза, пожалуйста, сыграй что-нибудь для подруг…

(Лиза играет муз.пьесу).

О воспитанниках лицея действительно была проявлена забота властей. Директор Лицея получил приказ следующего содержания:

                                                                                                                                         Секретно

Господину Директору Императорского Царскосельского Лицея

Как в настоящих обстоятельствах легко случиться может, что назначено будет отправить воспитанников Лицея на время в другую губернию, то необходимо заблаговременно принять нужные для сего меры; посему приказываю вам заняться: 1-е- снабжением воспитанников тёплою дорожною одеждою; 2-е- расписанием чиновников и служителей, кои необходимо должны следовать за воспитанниками и тех, кои могут остаться здесь или в Царском Селе…

                                                 Министр Народного просвещения Алексей Разумовский

№3218

Сентября 14 дни1812 года

Все тогда ждали только победы,

И в тревожные детские сны

Приходили сквозь страх и сквозь беды

Генералы той страшной войны.

Сам Кутузов, Раевский, де Толли,

И красавец гусар, и солдат-

Это были России герои,

Все достойны великих наград!

         (Звучит песня «Генералы 12-го года»)

Гроза двенадцатого года

Прошла- и кто тут нам помог:

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Но свершилось! Всё вышло, как должно,

Наконец-то, настала пора!

И гремит над Россиею мощно,

Многократно лихое «Ура!»

Эти события А.С.Пушкин описал в повести «Метель».

Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове ОТЕЧЕСТВО! Как сладки были слёзы свидания!

             (Гусарский марш)

Колокольным звоном встретили Царское Село и Лицей весть о взятии Парижа весной 1814 года.

Эти события оказали сильнейшее влияние на дальнейшую судьбу воспитанников Царскосельского Лицея.

Ваш выпуск был неповторим:

Он воплощал собой свободу,

Ведь ваши души опалил

Пожар двенадцатого года!

 

Литература 

  1. Друзья Пушкина. М.: Правда, 1984
  2. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим: в 2-х томах.- М.:Правда, 1987
  3. Пушкин А.С. Избранные сочинения.- М.: Художественная литература, 1990.
  4. Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М.,1988.

www.zimnyk.ellink.ru

1
6
2
3
4
5