Основные задачи:
-развивать интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина,
-способствовать развитию интереса в чтению,
-расширять литературный кругозор учащихся
Слайд 1
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы окунуться в историю, узнать о лицейских годах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Тема литературно –музыкальной композиции : « Отечество нам Царское село…»
ДЕТСТВО МОЛОДОГО ПОЭТА
Слайд 2
В Москве на Немецкой улице во дворе коллежского регистратора Скворцова …
Слайд 3
06 июня 1799 года в дворянской, помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
В тот же день у императора Павла I родилась внучка, честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так по случайному совпадению день рождения будущего великого поэта России был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва – самое сердце русской жизни, России.
Рос он пухленьким увальнем с широко раскрытыми, не по-детски умными голубыми глазами.
Слайд 4
Москва того времени поражала смешением древнего и нового, богатства и нищеты. Рядом с великолепными башнями Кремля ютились жалкие лачуги нищеты.
Но была и другая Москва, которая гордилась в то время своим университетом, библиотеками, театрами.
Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве, к образованной Москве относился и дом Пушкиных
Москва ! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!
Слайд 5
Сергей Львович Пушкин (1767 - 1848) - военный человек, лейб –гвардии поручик Измайловского, потомок знатного, но обедневшего рода.
«И присмирел мой род суровый
И я родился мещанин…»
Он любил литературу, сам писал стихи, как многие образованные люди того времени. Сергей Львович был дружен с известными тогда писателями, собрал богатейшую библиотеку. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки.
Слайд 6
Мать поэта - Надежда Осиповна (урожденная Ганнибал, 1775 - 1836) - внучка знаменитого Ибрагима Ганнибала, «арапа Петра Великого». В ней чувствовалась африканская кровь «Прекрасная креолка» так ее звали в свете. Она была смуглая с черными густыми кудрями, с темными глазами, тонким орлиным носом и гордо посаженной головой, была образована, остроумна, красива, любила светскую жизнь, развлечения.
Слайд 7
Прадедом поэта был Абрам (Ибрагим) Петро́вич Ганниба́л — русский военный инженер, генерал-аншеф. А.П.Ганнибал был сыном эфиопского князя — вассала турецкого султана. В 1703 г. его захватили в плен и отправили в султанский дворец в Стамбуле. В 1704 г. русский посол в Константинополе привёз его в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ибрагим получил имя Пётр. С 1756 г. — главный военный инженер русской армии, в 1759 г. получил звание генерал -аншефа. В 1762г. вышел в отставку. Во втором браке у Ганнибала родился Осип Абрамович Ганнибал — дед А.С.Пушкина по материнской линии. Своему прадеду А. С.Пушкин посвятил повесть «Арап Петра Великого».
Слайд 8
В семье Пушкиных было 8 детей, но пятеро умерло во младенчестве. Осталось трое. Сестра Ольга была двумя годами старше А.С. Пушкина. В детстве была дружна с братом, являлась слушательницей и ценителем его первых литературных опытов.
Слайд 9
Младший брат Надежда Осиповна больше любила младшего Левушку. Младший брат Лев был шестью годами моложе Александра. «Его наружность представляла негра, окрашенного белою краскою». Пушкин питал к брату всю жизнь почти отеческую любовь и заботу.
Александр рос замкнутым и молчаливым ребенком, родители не предвидели в нем особого таланта. Напротив, им казалось, что из него ничего не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным.
Надежда Осиповна заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая леность его и молчаливость.
Слайд 10
Когда Александру исполнилось 5 лет, бабушка увезла его в маленькое подмосковное село Захарово. Захарово находится недалеко от Москвы. С 1805 по 1810 гг. каждое лето там проводила вся семья Пушкиных свое время.
Впечатления, полученные Пушкиным-ребенком в Захарово, сохранились на всю жизнь. Здесь будущий поэт впервые узнал п узнал о поэтической русской природе.
В "Послании к Юдину" шестнадцатилетний Пушкин пишет:
«Мне видится мое селение,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой...»
Слайд 11
С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по - французски. Начиная с 9 лет стал много читать, писать басни, пьесы, написал поэму со сказочным сюжетом, все это на французском языке, т. к. первыми книгами были французские книги.
В 9 лет он начал читать Плутарха и Гомера. «Чтение вот лучшее учение!» - любил говорить Пушкин.
Сменявшиеся французы гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленному самому себе. Учиться он не хотел.
У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю.
Арифметика казалась ему недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.
Слайд 12
Родители А.Пушкина были молоды, когда родился будущий поэт, отцу было 29 лет, а матери 23, веселая жизнь до пожарной Москвы отвлекала их от забот о семье.
Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшие ему материнскую любовь и ласку.
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал (1745 - 1818г.) мать Надежды Осиповны.
В детстве Пушкин говорил по - русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Александр обожал их слушать.
Бабушка писала о своём внуке следующее:«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины».
Слайд 13
Няня Арина Родионовна первой познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. По вечерам, перед сном Саша часто слушал сказки. Позднее он многие записывал, а затем использовал их сюжеты в своих произведениях.
«Не умолчу о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, молитвой духов уклоняя,
С усердием перекрести меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло
Не чувствуя ни ног, ни головы.» («Сон», 1816 г.).
Слайд 14
К 1811 году, когда Александру исполнилось 12 лет, его родители задумались , что сына надо определять к серьезному учению – дома более нельзя:»нестерпимое состояние»,т.е. холодность матери, безразличие отца. Друг дома, умнейший, доброжелательный и влиятельный Александр Иванович Тургенев произносит: «Лицей».
И. И. Пущин в своих знаменитых «Записках о Пушкине» вспоминал, что новое учебное заведение – Лицей своим названием поражало публику в России», ибо « не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали с своими учениками».Лицей в Царском Селе был первым.
ПОСТУПЛЕНИЕ И УЧЕБА В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ.
Слайд 15
Мы видим быстрого мальчишку с кудрявыми русыми волосами, который едет в карете с важным господином, собственным дядей, поэтом В.Л. Пушкиным.
Карете ехать из второй столицы (Москвы) в первую (Петербург).
Мальчика провожали отец, мать, брат, сестра, бабушка, надавали сотни напутствий, бабушка подарила 100 рублей «на орехи»…
Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня, чтобы через три дня прибыть в Санкт-Петербург.
Слайд 16
А вскоре он покинет столичный город, приедет в предместье, сможет увидеть старинные дворцы, мраморные памятники в тенистых аллеях парков, пруды.
Едет впервые в жизни мальчик живой, веселый шумный, непослушный. Едет в Царское Село. Город Пушкин, а в пушкинские времена острили: «Город Лицей на 59-м градусе широты».
Готовясь к поступлению, Пушкин жил у дяди – Василия Львовича, и у него впервые встретился с представителями петербургского света и литературы. 12 августа Пушкин, вместе с Дельвигом, Пущиным и другими выдержал вступительный экзамен.
Слайд 17
В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К.Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М.М.Сперанскому.
Лицей возник в России не как счастливая случайность, его появление отвечало нуждам времени. В обществе была сильна вера в возможность серьезных социальных преобразований законодательным путем.
Царское правительство, открывая Лицей, преследовало лишь практическую цель подготовки высокообразованных чиновников для административного, судебного и дипломатического поприща.
Слайд 18
Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 г. в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабвенным для Пушкина и его товарищей, который они потом ежегодно праздновали, и памяти которого Пушкин посвятил эти строки:
Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей….
19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
Воспитанники, поступившие в Лицей, отличались и по возрасту (барону Корфу было 11 лет, Малиновскому 16 лет), по степени общеобразовательной подготовки. Одни перешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, третьи из частных пансионов, а четвертые, как Пушкин, приехали прямо из дома.
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Слайд 19
Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия – «класс». В девять – чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого – ужин до десяти – отдых (рекреация). В десять – вечерняя молитва и сон.
Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения летом - купание, зимой, «окрылив ноги железом» по выражению А.Пушкина, - катание на коньках.
Лицеисты были под строгим надзором гувернеров, что не мешало им шалить, проказничать.
Слайд 20
Успеваемость в лицее оценивалась по пятибалльной шкале. Самая лучшая оценка – «единица». Это значит - первый ученик. На уроках такие воспитанники сидели за первой партой, с четверкой и ниже – за последней. Но была еще одна оценка «ноль», или «худо». Пушкин всегда сидел за последней партой. Учился далеко не усердно. Хорошие оценки у него были только по риторике, фехтованию, Российской поэзии и иностранным языкам. За прекрасное знание французского языка товарищи прозвали его французом. А вот математику он не очень любил. По успеваемости из 29 учеников стоял на четвертом месте с конца. Хуже всех в лицее учился Дельвиг (он имел баронский титул) – его интересовали исключительно литературные занятия. А вот в оценочном листе Кюхельбекера стояли сплошные отличные оценки. Во время всей своей учебы он сидел только за первой партой.
Слайд 21 ОБУЧЕНИЕ
Учебные предметы делятся на два курса. На первом месте - политика, изящная словесность, философия, но увы никак не точные науки. Сначала словесность, воображение, потом математика и размышление о несовершенстве мира.
Лицей давал главное для развития характера и души – возможность уединения, которое так ценил Пушкин. Этому способствовала вся лицейская обстановка – просторные помещения, отдельная комната у каждого. Возможность для дальних прогулок.
Слайд 22 Наставники
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Преподаватели лицея были люди, прекрасно подготовленные и большею частью способные. Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: « не затемнять ум детей пространными изъяснениями, "но возбуждать собственное его действие». Образовательный процесс в Лицее был направлен не только на получение знаний, не «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека достойного члена общества, ценящего добро и справедливость, выше карьерного роста и личной славы.
Слайд 23
В Лицее, в отличие от других учебных заведений, не было телесных наказаний, и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.
Учились в классах по семь часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд.
Вы просите у меня мой портрет,
Но списанный с натуры;
Дорогой мой, он сейчас же будет готов,
Но только в миниатюре.
Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю без стеснения
И без жеманного кривлянья.
По росту я с самыми долговязыми
Вряд ли могу равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова.
Я люблю толпу и ее шум,
Одиночество ненавижу;
Мне претят ссоры и споры,
А отчасти и учение.
Спектакли, балы мне очень нравятся,
И, коли уж признаваться,
Я сказал бы, что еще люблю...
Если бы не был в Лицее.
По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как бог меня сотворил,
Я хочу всегда казаться.
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености —
Вот каков Пушкин
Слайд 24 Первые годы обучения А.С. Пушкина совпали с событиями войны 1812 года.
«Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовляется гроза 12 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве…» - писал лицеист Иван Пущин в своих записках о Пушкине.
Лицеисты были свидетелями того, как мимо Лицея шли войска по дороге на юг, к Москве: им предстояла Бородинская битва
«…Со старшими мы братьями прощались,
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя, тому, кто умирать
Шел мимо нас….»
Шестидесятилетний дядя Пушкина Василий Львович записывается в ополчение.
Слайд 25
Пятнадцатилетний лицеист Кюхля собирается бежать в армию, его с трудом удерживают.
Горячо обсуждается подвиг генерала Раевского 11 июля 1812 года у деревни Салтановка генерал Раевский повел с собою в бой двух сыновей, старшему из которых, Александру, едва исполнилось семнадцать лет, а младшему Николаю - 11 лет (мы помним, что младшему лицеисту было 11 лет) Сам генерал с обычной скромностью объяснял, что ему просто некуда было девать своих мальчиков.
Воспоминания о войне 1812 года - одно из самых главных в жизни первых лицеистов. Никто не забыл , какой плач поднялся в Лицее, когда узнали, что сдаче Москвы и пожаре в городе. Директор Лицея В.Ф.Малиновский получает секретную инструкцию об эвакуации Лицея, если неприятель двинется к Петербургу…
Зато, какое «ура!» при известии об отступлении Бонапарта Из Москвы, какой подарок к первой годовщине Лицея , 19 октября 1812 года.
Слайд 26
ПАРКИ ЦАРСКОГО СЕЛА
В Лицее сразу же создалась обстановка, способствовавшая развитию поэтических и художественных наклонностей. Этому способствовало все: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией античного мира, и триумфальные памятники, запечатлевшие отечественную героику .
Парки Царского Села – «сады Лицея» – пленили воображение лицеиста Александра Пушкина. «Младых бесед оставя блеск и шум», он задумчиво бродил по тенистым аллеям, сидел с книгой на берегу озера, сочинял стихи.
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Слайд 27
Учебный год в Лицее длился одиннадцать месяцев, прерывался на каникулы лишь в июле, но даже тогда воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать лицеистов в праздничные и воскресные дни. Оторванные от своих родных, привычного образа жизни, лицейские воспитанники скоро «Сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья…» - вспоминал Иван Пущин.
В стенах лицея А.Пушкин провел шесть лет, здесь был его дом, его лицейская семья - друзья всей жизни.
Надо сказать, что Александр Пушкин выделялся среди своих соучеников широтой познаний, недосягаемой для других начитанностью и феноменальной памятью. Но при этом он отличался скромностью, какая возникает лишь тогда, когда знания и дарования человека истинны и глубоки.
Слайд 28 «И счастье тайных мук узнал…» Сестра одного из лицейских товарищей его, фрейлина Екатерина Павловна Бакунина.
Бакуниной, кроме Пушкина, увлекались еще Пущин и Малиновский - друзья-лицеисты поэта. Эта первая любовь глубоко поразила его. Любовь к Бакуниной явилась источником большого цикла лицейских стихотворений Пушкина.
ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА БАКУНИНА (1795 - 1869).
Она часто навещала брата, летом подолгу жила в Царском Селе, бывала на лицейских балах. «Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», писал лицеист С. Д. Комовский.
«Милая Бакунина» была предметом первого юношеского увлечения Пушкина. Взволнованно записывал он в дневнике: «Я счастлив был!., нет, я вчера не был счастлив; по утру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» (1815 г., 29 ноября).
Слайд 29
С нежностью вспоминал о ней поэт и многие годы спустя: С нежностью вспоминал о ней поэт и многие годы спустя: В те дни... в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы и любовь Младую взволновала кровь, И я, тоскуя безнадежно, Томясь обманом пылких снов, Везде искал ее следов, Об ней задумывался нежно, Весь день минутной встречи ждал И счастье тайных мук узнал... («Евгений Онегин», гл. VIII, из черновых рукописей). («Евгений Онегин», гл. VIII, из черновых рукописей).
Слайд 30
Патриотическая речь Куницына на открытии Лицея пробудила чувство самосознания и ответственности за возложенные на них обязанности. Предначертание будущей незаурядной роли в обществе окрыляло одних, будоражило честолюбивые помыслы других
В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе.
Дружба – ее здесь не просто ценят, но можно сказать боготворят, ставят на первое место, выше карьеры удачи даже любви.
Пушкин для Лицея – певец возвышенной и преданной дружбы. Он явился вдохновителем своеобразного ее культа: идеалы дружбы, товарищества ставились выше собственных интересов. Это стало характерной, традиционной чертой и лучших лицеистов последующих поколений.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Слайд 31
С Лицеем связано рождение поэтического таланта Пушкина. В 1814 году в серьезном толстом литературном журнале «Вестник Европы было напечатано стихотворение « К другу стихотворцу».
Лицей явился свидетелем необычайно важного события ставшего решающим, поворотным в жизни Пушкина.
8 января 1815 года состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший Пятнадцатилетний Пушкин прочел собственное стихотворение «Воспоминание о Царском Селе».
Державин был растроган, хотел обнять поэта, который убежал из-за юношеской конфузливости и признал в Пушкине достойного себе наследника.
«Успех нас первый окрылил
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…»
В этот день Пушкин был признан поэтом.
Слайд 32 ПЕРВЫЙ ВЫПУСК
19 мая 1817 года было определено, что окончившие курс воспитанники Лицея поступают на гражданскую службу с чинами от 9 до 14 класса включительно и на военную службу в гвардейские или армейские полки – соответственно их познаниям и поведению.
29 юношей собрались в последний раз и с тех пор в таком полном составе более никогда не собирались. «Как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен» - рассказывал Иван Пущин.
Директор Егор Антонович Энгельгард надевает им на пальцы чугунные кольца- символ крепкой дружбы. Они станут чугунниками.
Хор воспитанников пропел «Прощальную песнь воспитанников Царскосельского лицея на слова Антона Дельвига:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте сыны!
Слайд 33
За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра, в его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин.
В Лицее написано более 120 стихотворений, созданы первые главы поэмы «Руслан и Людмила», а было ему к тому времени 18 лет.
Царскосельский лицей признан лучшим учебным заведением всех времен и даже неким идеалом школы будущего.
Слайд 34
Поражает дальновидность юного Пушкина — те, кого оценил он еще в лицейские годы, кому посвятил строки своих стихов, кого любил или кому он симпатизировал, оказались людьми незаурядными, их имена вошли в историю России. К ним, к своим лицейским друзьям и товарищам, Пушкин обращался в своих стихах:
«Мой первый друг, мой друг бесценный» — Иван Пущин, декабрист, человек высоких духовных качеств, написавший записки о Пушкине, о Лицее, ставший практически первым историком Лицея;
«О Дельвиг мой» — Антон Дельвиг, тонкий поэт-лирик, журналист, человек большого сердца;
«Мой брат родной по музе, по судьбам» - Вильгельм Кюхельбекер, декабрист, замечательный поэт-романтик, писатель, великий страдалец и подвижник;
«О волн и бурь любимое дитя!» - Федор Матюшкин, знаменитый мореплаватель;
«Люблю тебя душою» — Михаил Яковлев, русский композитор, поэт, человек, преданный дружбе и чести;
«Ты наш казак и пылкий и незлобный» - Иван Малиновский, честнейший человек, борец за лучшую долю для крестьян;
«Спартанскою душой пленяя нас» — Владимир Вольховский, декабрист, известный военачальник, человек высоких достоинств;
«Все тот же ты для чести и друзей» — Александр Горчаков, выдающийся русский дипломат, остававшийся верным дружбе,
«С огнем в очах, с гитарой сладкогласной» — Николай Корсаков, композитор, поэт и певец безвременно погибший;
«Дитя харит и вображенья» — Алексей Илличевский, в свое время известный поэт, оставивший свои письма о лицейской жизни, о Пушкине, важные для истории Лицея.
Слайд 35
Ведущий: Первый выпуск Лицея, который мы именуем Пушкинским,— это целое созвездие блистательных имен, ярких личностей, необычайных судеб. Прежде всего, к своим друзьям, преданным братству и свободе, обращался Пушкин:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он по сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.»