Микеланджело Меризи да Караваджо является основоположником реалистичного направления в европейской живописи 17 века. Он внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоцональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм).
Единственный источник, из которого Караваджо находил достойным черпать темы искусства, - это окружающая действительность. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Метод Караваджо был антиподом академизму, и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы.
Но главными для мастера остаются темы религиозные - алтарные образа, которые Караваджо воплощает с истинно новаторской смелостью как жизненно достоверные.
Микеланджело Меризи да Караваджо является основоположником реалистичного направления в европейской живописи 17 века. Он внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоцональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм).
Единственный источник, из которого Караваджо находил достойным черпать темы искусства, - это окружающая действительность. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Метод Караваджо был антиподом академизму, и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы.
Но главными для мастера остаются темы религиозные - алтарные образа - которые Караваджо воплощает с истинно новаторской смелостью как жизненно достоверные.
К сожалению, биографы Микеланджело Меризи да Караваджо не могут прийти к единому мнению относительно даты его рождения. Согласно одним источникам, будущий живописец родился в Милане в семье архитектора 29 сентября 1571 г., согласно другим – 12 сентября 1573 г. Если принимать во внимание первую дату, то в сентябре 2021 года исполняется 450 лет со дня рождения великого мастера. Когда юному Микеланджело было 5 лет, произошла трагедия — от чумы умерли отец и дед. Мать, спасаясь от смерти, переехала с детьми из Милана в городок Караваджо неподалеку (относительно места рождения живописца тоже нет единого решения: некоторые биографы склоняются к мнению, что художник родился именно там, откуда и получил свою фамилию - из Караваджо была родом его мать).
После смерти отца для семьи наступили трудные времена — при жизни глава семьи работал на маркиза Франческо Сфорца и получал отличное жалование. Теперь же детям приходилось как-то добывать деньги самостоятельно. Этот период жизни будущего художника был и остается до сих пор тайной — не сохранилось ни одного источника, рассказывающего о детстве Микеланджело.
В 13 лет юный Караваджо поступил в ученики к мастеру Симону Петерцано, который считался учеником и последователем самого Тициана. Там Караваджо научился живописи и приобрел свой собственный стиль в написании картин. Однако, самые первые картины не сохранились. 1592 год отметился еще одной трагедией — умерла мать. Оставшееся наследство было поделено между детьми — самим Караваджо, его тремя братьями и сестрой. На эти деньги он отправился в Рим. Надо сказать, что уже в конце 1580-х годов он стал попадать в различные криминальные истории, отличаясь вспыльчивым нравом и вздорным характером, которые не раз приводили его за решетку.
Жизнь в Вечном городе поначалу складывалась трудно — не было возможности найти работу, жилье. Но Караваджо повезло — его принял под свое покровительство известный живописец Чезаре Д - Арпино, который взял молодого талантливого юношу в свою мастерскую и поручил писать натюрморты. Однако молодой человек не терял времени даром и начал рисовать свои собственные полотна — как раз в мастерской Арпино были написаны «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов». В первых своих «римских» работах художник ориентировался на великих живописцев того времени — Да Винчи, Тициана, Джорджоне. В 1593 году он познакомился с голландским художником Яном Брейгелем старшим. Следует отметить, что эта мастерская оказала незаменимую услугу Караваджо — он познакомился со многими меценатами, художниками и просто завел полезные знакомства, которые ему пригодились в будущем.
Поначалу картины художника отличались одной особенностью — на них изображались только одиночные герои. Начиная с 1594 года, Караваджо создает уже мультифигурные картины — например, «Шулеры» и «Гадалка». В большинстве случаев моделью для картин выступал он сам или его ученик, Марио Миннити, с которым он также познакомился в мастерской Чезаре.
Великолепные произведения не остудили суровый нрав художника — он продолжал попадать в неприятности, периодически находясь в тюрьме, пока в 1606 году не убил человека.
Опасаясь пожизненного срока или казни, он бежал из Рима, надеясь на помилование и не прекращая писать картины. Художник скончался от малярии в 1610 году на 40-м году жизни. Его полотна продолжают радовать глаз и привлекать внимание своими уникальными красками и техникой написания.