Многие из нас даже не предполагают, что имя одного из выдающихся художников эпохи барокко после его смерти было предано забвению на многие десятки лет. Более того, удивительным является факт, что не существует единого мнения у многочисленных исследователей творчества Караваджо относительно количества картин, написанных художником. Сколько их было – 48 или 80? В любом случае, не очень много, и увидеть большую часть творческого наследия великого мастера можно лишь в одном городе – Риме, куда мы с вами и отправимся.
Начнем свое путешествие с посещения римских церквей и базилик, так как библейские сюжеты воплощены на многих полотнах Караваджо, и хранятся эти полотна в многочисленных римских домах Божиих.
Церковь Сан-Луиджи-дей-Франчези (San Luigi dei Francesi). Она была построена как дань уважения французскому монарху Людовику IX (1214-1270), сумевшему положить конец непримиримой вражде церкви и светского руководства. А в Византии правитель смог договориться о выкупе священной реликвии всего христианского мира – Терновый венец Спасителя (хранится во Франции). Церковь стала очередным «долгостроем», однако за 70 лет наполненную шедеврами святую обитель завершили к 1589 году. Здесь все пронизано духом почитания Святой Марии, как и подобает в католицизме. Однако снаружи постройка выглядит довольно скромно, если не считать статуи, а вся роскошь – внутри. Фрески Доминикино, отделка цветным мрамором, образа в позолоте. Здесь в Капелле Контарелли (слева от главного алтаря) можно посмотреть 3 работы великого Меризи да Караваджо с изображенными сценами из жизни Святого Апостола Матфея: "Призвание Апостола Матфея", "Мученичество святого Матфея", "Святой Матфей и Ангел".
Базилика Святого Августина
Базилика Святого Августина ( Sant’Agostino) – еще одно место в Риме, где любители живописи имеют возможность увидеть шедевр Караваджо. Постройку легко найти на площади с тем же названием. Здесь можно полюбоваться картиной Караваджо «Мадонна ди Лорето или Матерь паломников» и другими шедеврами итальянских мастеров эпохи. Реалистичность библейских персонажей и особая манера письма Караваджо сделали его знаменитым и хорошо оплачиваемым. Он выполнял выгодные заказы на оформление церквей. В последнее десятилетие жизни живописец писал картины преимущественно на сюжеты из Евангелия, изображая библейских персонажей.
Базилика Санта-Мария-дель-Пополо
Еще одно место в Риме, где выставлены два шедевра Караваджо и многие другие произведения искусства. Невзрачная на вид базилика Basilica di Santa Maria del Popolo открыта в утренние и вечерние часы. Скромный облик постройки обманчив, но как написано в Библии: «Вся красота дочери Царя внутри».
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г.) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Караваджо несколько раз изображал эту историю, и этот вариант наиболее реалистичен, более известен как композиция с лошадью. Фарисей Савл (Саул), имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу.
«Распятие Святого Петра» (1600-1601 г.) – на холсте изображен Святой Апостол Пётр (бывший Симон), избранный Христом, которого распинали на кресте вниз головой. Такое неестественное положение, в котором Апостол с готовностью принял смерть – желание мученика. Он считал, что недостоин быть распятым как Христос. Именно об этом повествует картина Караваджо, великого мастера игры света и теней.
Более подробную информацию о картинах Караваджо, входящих в убранство Римских церквей и базилик, можно получить на сайте https://italy4.me/lazio/roma/kartiny-karavadzho-v-rime.html#i-3