Галерея Боргезе
Галерея Боргезе в Риме (Roma) – это возможно самый потрясающий художественный музей в Италии. Галерея располагается посреди старинной виллы XVII века, чудесная лепнина которой служит идеальным обрамлением для всемирно известных художественных шедевров. Вместе со старинными барельефами и мозаиками удивительной работы, в созданной по воле кардинала Сципиона Боргезе галерее хранятся не имеющие себе равных прекрасные полотна Тициана и Караваджо (Caravaggio), скульптуры Кановы и Бернини.
История
Небольшая по величине вилла Боргезе и прилегающий к ней парк были созданы в начале XVII столетия непосредственно за стеной Аврелия, на территории бывшего виноградника. Работы по строительству виллы были доверены архитектору Фламинио Понцио, а позднее - архитектору Вазанцио, длились один год и в целом были завершены в 1612 году, в то время как оформление интерьеров здания скульптурой и благоустройство садов продолжалось до 1620 года. Именно Понцио, любимый архитектор папы Павла V (papa Paolo V), приходившегося кардиналу Сципиону дядей и церковное имя которого было Камилло Боргезе, создал проект идеальных по объему залов и выбрал для наружного архитектурного облика здания дорический орден, тем самым лишив его традиционного вида загородных римских вилл.
Благодаря богатству и могуществу своего семейства, Сципиону удалось создать одну из крупнейших и наиболее важных частных художественных коллекций всех времен. Многие из произведений этой коллекции (статуи, бюсты, колонны) впоследствии были переданы одним из членов семейства Боргезе по имени Камилло (Camillo) , женатым на Полине Бонапарт, её брату Наполеону, и с тех пор находятся в Лувре в составе коллекции Боргезе. Более опдробно о Галерее Боргезе можно прочитать на сайтах:
http://www.italia.it/ru/kuda-poekhat/kultura-i-razvlechenija/galereja-borgeze.html
https://italy4.me/lazio/roma/kartiny-karavadzho-v-rime.html#i-3
Творчество Караваджо представлено в Галерее Боргезе следующими картинами.
«Мальчик и корзина с фруктами» (1593-1594 г.) – это одна из первых работ, где тщательно проработано изображение каждого плода.
«Больной Вакх» (1592-1593 г.) – известный автопортрет живописца. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения.
«Мадонна и младенец со святой Анной» (1606 г.) – одна из самых почитаемых работ, известна как «Мадонна со змеёй», где Христос и Мария наступили на голову аспида. Пророчица Анна, согласно апокрифическим текстам – это мать Марии, бабушка Иисуса, которая благословила Младенца, когда его впервые принесли в храм, в этом сюжете стоит поодаль.
«Иоанн Креститель» (1610 г.) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом. Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Чтобы придать значимость своим работам, живописцы давали своим работам имя Иоанна Крестителя. Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета.
«Святой Иероним в размышлении» (1606 г.) – полотно с философским смыслом, где человеческий череп побуждает старца к размышлениям о сути бытия. Говорят, что этот сюжет вдохновлял многих авторов шедевров литературы и искусства. Помните «Быть или не быть…»?
«Давид с головой Голиафа» (1609-1610 г) – наиболее интересная картина, которую живописец долгое время возил с собой и совершенствовал. Это одно из поздних полотен Караваджо. Художник все еще находился вне закона и надеялся на прощение папы. Караваджо изображает себя в виде Голиафа, которому Давид отрубил голову, но Давид на картине не показан как победитель – он смотрит на отсеченную голову Голиафа почти с сочувствием. Картину Караваджо отправил в Рим, как дар кардиналу Шипионе Боргезе, чтобы получить папское помилование и в знак этого на мече Давида находятся буквы “h.o.s.”, означающие «скромность побеждает гордость».
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Когда войска израильтян и филистимлян стояли на поле боя, пастушок Давид принес братьям обед, но битва не начиналась – у Израиля не было достойного поединщика. А великан Голиаф (ростом 2,5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога, и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Поэтому на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Более подробно с информацией о картинах Караваджо, представленных в галерее Боргезе, можно на сайте:
https://italy4.me/lazio/roma/kartiny-karavadzho-v-rime.html#i-3