Начало 1870-х годов – время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернет понятие о живописи, изгонит из нее затхлую омертвелость академических форм. 1870 годом датируется основание Товарищества передвижных художественных выставок; среди его учредителей мы находим и Шишкина. В 1872 году с успехом проходит I-я передвижная выставка, в 1872 году – II-я. На ней художник показал картину «Лесная глушь». Об этой работе много говорили – именно за нее Шишкин в том же году получил звание профессора; это было знаком признания, почти славы. «Лесная глушь» характерна для того периода его творчества, четко выявляя его особенности, главные из которых – построение эпического образа с помощью предельно простого, даже приземленного мотива и сознательная «объективность» живописи.
In the pictures Backwoods (1872) and Rye (1878) Shishkin presents nature simply as nature, and looks for his story in its innermost workings. In order to arrive at the same result in his graphic art he restored to an intricate play of light and shade.
“…He is by himself a school … a milestone in the evolution of the Russian landscape”: this is what Kramskoi said about Shishkin in 1872. We see in Shishkin a true lover of nature. The imagery of his graphic art is truthful, meaningful and profound. The love of nature that engendered it and with which it is imbued reflects the ardent patriotism of an artist who served his country and his people well by unfolding before them the beauty and abundance of their native land.