Mӓdchen mit Pfirsichen. Bildnis Vera Mamontowa. 1887 (Kat. – Nr. 111)
Vera Sawwischna Mamontowa, verehelichte Samarina, war die Tochter von Sawwa Iwanowich Mamontow.
Весну 1887 года Серов провел в Италии. Это было незабываемое для него время – по собственному признанию художника, «самое счастливое в жизни». Такой тоски по работе он больше никогда не испытывал. Вернувшись в Россию, он тут же уехал в Абрамцево, где и создал свой шедевр, написав 12-летнюю дочь Саввы Мамонтова – Веру. Очаровательную Верушу писали многие завсегдатаи Абрамцева – Репин, Васнецов, Врубель, - но мы ее знаем, по большей части, в образе, запечатленном Серовым. И неслучайно. Совсем молодой тогда Серов (ему шел тогда лишь двадцать третий год) в своем портрете, написанном словно на одном дыхании, пропел гимн молодости, чистоте, непосредственности, радости жизни. Художник работал как «в угаре», чувствуя, что у него все получается и что «итальянский» восторг длится в его душе.
Первоначально работа называлась просто «Портрет Веры Мамонтовой». Свое же классическое имя она получила на VIII периодической выставке (Москва, декабрь 1888 года), где была впервые показана. И. Грабарь, увидев картину, восхищенно воскликнул: «Девочка с персиками!» Это название, в конце концов, принял и сам автор.
«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. К таким созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом», или «девочки за столом», он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения картину, отметившую целую полосу русской культуры. Нет больше на свете и этой девушки-подростка, с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в старом помещичьем доме. …За деревенским окном не видишь, но чувствуешь аллеи парка, песчаные дорожки и все то неизъяснимое очарование, которым насквозь проникнута каждая безделица старой русской усадьбы…» Из воспоминаний художника И. Грабаря, 1913 г.
«Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», - вспоминал Веру Мамонтову В. Васнецов. Ее очаровательное лицо – с обрамляющими его непослушными волосами, с лукавыми, чуть искоса гладящими на зрителя глазами, с ярким румянцем, пробивающимся даже сквозь летний загар, - является композиционным и содержательным центром картины. Ощущение «свежести», не дававшее покоя писавшему девочку художнику, связано, прежде всего, с этим лицом.
(Статья подготовлена по материалам художественного альбома Valentin Serow и еженедельного издания «50 художников – шедевры русской живописи», № 11, 2010 г.)